Мелкая моторика и ее развитие у детей

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика – это часто используемое словосочетание в последние несколько лет, но не все точно понимают, что это на самом деле. В физиологии мелкой моторикой называется движение мелких мышц кисти руки, скоординированное со зрением. Насколько же важно развитие этой самой мелкой моторики в детском возрасте?

Область головного мозга человека, несущая ответственность за двигательные функции пальцев рук, расположена рядом с областью, ответственной за нашу речь. Уделяя внимание развитию у дошкольников мелкой моторики, происходит стимуляция развития речи ребёнка. Кроме всего этого саморазвитые функции движения рук нужны детям для того, чтобы дошкольники могли развиваться в творческой жизни, использовать руки в социально-бытовой повседневной жизни. Если бы пальцы рук у детей не развивались, то невозможно было бы держать в руках ложку, карандаш, да и вряд ли ребёнок смог бы сам даже одеваться.

Очень важно, чтобы развитие мелкой мускулатуры пальцев рук начиналось с раннего детства, во время физиологического развития и формирования растущего организма. С самого младенчества мамы, массируя пальчики ребёнку, воздействуют на нервные окончания, что позволяет передавать импульсы к головному мозгу.

Полезное воздействие и сильное влияние на импульсы оказывают простые комплексные упражнения. Попутно развивая пальцы, детям полезно и учить стихотворения, тогда связь отдельных частей головного мозга, будет компенсировать, и побуждать развитие друг друга параллельно.

Приучая детей с раннего возраста самообслуживанию, кроме развития мелкой моторики пальцев рук, Вы передаёте жизненно важные навыки. Все эти действия направлены на развитие физиологических способностей у ребёнка и готовят его к предстоящему переходу в школу, где письмо и речь являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

В процессе познания и действий ребёнка с предметами, происходит основное развитие его двигательных функций. В ходе игры или другого действия, с разными по назначению и способу применения предметами, у ребёнка развиваются все его двигательные функции, так как пальцы и запястья выполняют большое количество различных комбинированных движений, повторяющихся в различной последовательности неоднократно.

Важным моментом является развитие точности движений и этому надо учить. Изначально ребёнок выполняет свои движения от плечевого сустава, так как у него запястья ещё не достаточно развиты и это создаёт для него некоторые трудности. Для развития запястья и пальцев рук в образовательной программе существует ряд упражнений:

Гимнастика для пальцев рук и ее влияние на моторику

Пальцы на рукеВ таких играх в большинстве случаев задействованы обе руки одновременно. Это даёт преимущество в том, что дети во время игры учатся ориентироваться по сторонам «право-лево» и относительно уровня плоскости «верх-низ».

Дети дошкольного возраста в развитии пальцев рук используют различные мелкие предметы, конструкторы. Важно, чтобы каждый из пальцев получал максимально возможную нагрузку, ведь за каждое нервное окончание отвечает отдельная рефлекторная часть мозга.

Импульсы, посылаемые клетками головного мозга должны отработаться до интуитивной, подсознательной памяти, а мышечная структура пальцев рук должна развиваться и укрепляться. Пальцы должны стать более подвижными, сухожилия в норме растянуты для выполнения отведенной им роли. Точность выполнения задач зависит от способности управления своими движениями.

Вялое развитие и пассивные тренировки не позволят достичь эффективных результатов. Подобные тренинги, как развитие мелкой моторики, придают тонус головному мозгу. При проведении тренингов нужно учитывать и некоторые физиологические качества ребёнка, например, такие как повышенная судорожность. С такими детьми занятия надо проводить более аккуратно, чтобы не вызывать болезненного судорожного состояния.

Тренировки пальцев имеют несколько составляющих их упражнений. Подробнее описано в специальной литературе. Чтобы дети проявляли интерес к тренингам, их надо сопровождать играми, песенками, сказками и прибаутками про пальчики и действия руками.

Дети с удовольствием будут инсценировать интересующее их произведение. Все тренинги по своей методики имеют схожие формы тренировок пальцев рук, это непременно сжатие, растяжка и расслабление. Все эти действия выполняются поочерёдно в определённой последовательности.

Главное, чтобы в тренировках были задействованы все пальцы рук и запястье. Продолжительность тренировок и амплитуда повторений зависит от возраста ребёнка и колеблется от трёх до пятнадцати минут. Занятия в сидячем положении максимально приблизят действия ребёнка к учебной ситуации.

Несмотря на то, что имеются рекомендации «не давать детям до трёх лет» относительно всех мелких предметов, уже давно доказано, что именно они оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики и точность выполнения детьми действий своими пальцами. Просто занятия должны проводиться под пристальным наблюдением взрослых.

Мелкая моторика рукИспользовать мелкие предметы можно разнообразные, от крупы до бисера и пуговиц. Особенно, положительная динамика развитии достигается, когда ребёнок самостоятельно нанизывает на нитку или проволоку пуговицы или бисер. Можно научить детей перекатывать между пальцами рук различные предметы, с закрытыми глазами угадывать, что они держат в руке. Предметы должны отличаться друг от друга как по форме, по величине, так и по твёрдости.

Песочная терапия также не малоизвестна в современном образовательном мире своими свойствами. Дети к песку проявляют огромный интерес и желание покопаться в нём подольше. В песке можно не только строить замки, но и рисовать песком в специальных светящихся песочницах, играть мелкими игрушками по различным сценариям.

Для организации песочной терапии понадобится всего лишь сколоченная из фанеры и брусков небольшая настольная песочница. Лучше, чтобы она была полакирована или окрашена. Для иллюминационной песочницы понадобится на дно вместо фанеры лист оргстекла и светодиодная лампа с рассеянным светом под дном. Одинаково полезно для разных целей использовать влажный и сухой песок. Главное чтобы песок, если он с улицы, был прокален в духовке или на сковороде.

К развивающим упражнениям относится еще много направлений, таких как вырезание ножницами, создание аппликаций, плетение, оригами, раскраска и рисование, шнуровка, лепка из глины, теста, пластилина, графические упражнения, штриховка.

Все эти занятия содержательны и привлекательны по своему характеру, дети просто обожают проявлять свои таланты и способности, а ещё больше любят хвастаться перед взрослыми своими достижениями. Со скучными физическими упражнениями всё это конечно не идёт ни в какое сравнение. Разнообразие ещё требуется и для того, что бы каждый ребёнок мог проявить себя в различных интересах, ведь способности у каждого разные. Кто-то больше любит лепить, у него это лучше получается, а у кого-то лучше получается плести.

Все эти занятия должны проводиться не только одними воспитателями детского сада, но и большая часть ответственности и заинтересованности в развитии и образовании детей должны проявлять сами родители. Не бойтесь привлекать детей к домашним делам. Если у Вас нет домашних дел, то придумайте их.

Развитие мелкой моторикиМышечная структура пальцев рук и развитие мелкой моторики у детей происходит, когда этому уделено должное внимание и отведено достаточное количество времени. Попросите ребёнка смотать клубок, застегнуть вам замок на сапогах или зашнуровать кроссовки, когда вы собираетесь вместе на улицу. Можно попросить ребёнка перебрать макароны разной формы по отдельности или отделить горох от бобов. Можно придумать множество полезных, для развития мелкой моторики, совместных с ребёнком занятий.

Родители, не бойтесь уделять своему ребёнку свободное от работы время и не ищите отговорок о том, что Вы заняты. Ваша главная цель – это умный и развитый сын или дочь. Стоит помнить, если пальцы развиты, то речь и мышление ребёнка тоже будут развиваться параллельно.

Проводя занятия с дошкольниками необходимо учитывать их эмоциональное состояние, настроение и способности. Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что если есть фантазия, то занятие для рук всегда найдётся. В данной теме это выражение напрямую связано с развитием мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук дошкольников.

Ссылка на основную публикацию