Воспитание нравственных чувств старших дошкольников


Развитие личности ребенка неразрывно связано с его нравственным воспитанием.

Под нравственным воспитанием детей рассматривают процесс получения знаний о нравственности, обретения опыта нравственного поведения. Знакомясь с нормами морали, у дошкольника меняется отношение к окружающим. Он стает более доброжелательным и порядочным к взрослым и детям.

Нравственное воспитание — задачи

Основные задачи воспитания нравственности личности дошкольника — развитие нравственных чувств, обучение детей положительным навыкам, нравственному поведению, правильным поступкам.

Только целенаправленное и систематическое воспитание нравственности у детей поможет избегать ребенком плохих и злых поступков, не возникнут вредные привычки, препятствующие его личностному развитию.

Особенности воспитания нравственных чувств личности дошкольников

Нравственные чувства дошкольников развиваются во взаимосвязи с формированием представлений этики. Их развитие необходимо в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем у дошкольника не возникало проблемы с адаптацией в обществе. Если ребенок не знает о том, что хорошо, и что плохо, то ему сложно общаться с окружающими людьми, он часто плачет, капризничает, негативно относится к взрослым и их требованиям.

Средства нравственного воспитания старших дошкольников

Развитие чувств нравственности личности дошкольника эффективно осуществляется посредством нравственных бесед, ситуаций, требующих от детей принять какое-то решение, что-то предпринять, справиться с затруднениями.

Беседы можно проводить по содержанию конкретных примеров из детских книг.

Характеристика нравственных чувств дошкольника

Когда ребенок общается со взрослыми и сверстниками, его нравственные чувства направлены на другого человека. Здесь можно отметить развитие таких чувств, как чуткость, внимательность. При этом развиваются не только умения ладить с людьми, но и понимание людей, эмоциональное сочувствие, симпатия.

Важная роль в воспитании нравственных чувств личности отводится использованию ситуаций, в которых дублируются взаимоотношения ребенка с другими детьми или взрослыми. Предлагаются варианты сцен, из которых необходимо выйти, максимально проявив нравственность.

Нравственное воспитание помогает ребенку приобрести нравственный опыт поведения в обществе людей. Ведь у него появляется необходимость принять одно правильное решение. При этом развитие личности ребенка обогащается за счет обретения ребенком волевых качеств, ведь нелегко принять правильное решение вопреки желанию поступать по-своему.

Влияние художественной литературы на развитие нравственности у дошкольников

Художественная литература раскрывает взору ребенка целый мир человеческих чувств. Художественные произведения вызывают у малыша интерес к поступкам героя, идет развитие его личности. Дети любят подражать главным героям книжек. Герои произведений учат детей сопереживать другим. У детей просыпаются нравственные чувства, среди которых доброта, отвержение несправедливости.

Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей

Нравственность в народных сказках

Начинают работу по формированию детской личности, нравственности дошкольника с небольших произведений. Это могут быть песни, потешки. Далее используют народные сказки. Сказки являются самым распространенным и богатым жанром устного народного творчества.

Дети очень любят слушать сказки. Даже взрослые не остаются равнодушными к веселым сказочным сюжетам. В них юмор и образность языка переплетается с нравоучительными сценами. У детей в памяти надолго остаются истории из прочитанных сказок.

Народные сказки воспитывают в малышах доброту, уважение к старшим. Именно в сказках заложена мудрость времен и народов.

Авторы сказок издревле стремились воспитывать в детях положительные чувства, поэтому складывали повествование таким образом, чтобы в конце добро побеждало зло. Чаще всего в сказках есть как позитивные, так и негативные герои. Но повествование идет так, чтобы было сразу понятно, кто из героев наделен нравственными качествами, и эти герои вызывают положительное отношение к себе.

Положительный герой, как правило, совершает правильные и героические поступки, побуждает ребенка подражать. Даже если в течение изложения истории совершаются разные дела зла, неизбежность победы добра прослеживается сквозь всю историю.

Такое повествование однозначно вызывает у ребенка надежду на обязательную победу над злом. В каждой сказке есть герой, наделенный такими нравственными качествами, как честность, доброта. Эти качества личности ярко прослеживаются во всех делах главного положительного героя. Ребенок неосознанно это чувствует, понимает, что таким качествам нужно следовать.

Неосознанно ребенок впитывает в себя нравственные эталоны народных сказок, регулирующих желание дошкольников на нравственные поступки.

Нравственное воспитание посредством народной сказки

Дошкольный возраст — период, когда ребенок наиболее восприимчив к обучающему эффекту сказочного повествования. В форме сказки ребенку доступнее понимание мира человеческих чувств и переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок легче всего способен к объединению себя с литературным персонажем. Ребенок готов на подсознательном уровне подражать поступкам героя, представляет себя на его месте.

Поэтому нормы морали, а также определенные нравственные ценности в дошкольном возрасте легко поддаются формированию.

Как осуществляется нравственное воспитание старших дошкольников?

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок более положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми.

В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться.

В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор — а как бы я поступил или поступила в аналогичной ситуации?

В чем педагогическая эффективность сказки?

Сказка является эффективным педагогическим средством процесса формирования нравственных чувств потому, что она содержит увлекательный сюжет. Дети любят забавные и образные повествования. Сказки привлекают внимание детей к нравственным действиям героев. Сказочные намеки хорошо понятны детям. Поучительный опыт глубоко впитывается в детские души, вызывая желание подражать герою.

Формы работы со сказкой

При использовании народной сказки в качестве средства нравственного воспитания педагоги применяют различные формы работы. Сказки читаются детям. Часто дети пересказывают их, обсуждают. На утренниках и других мероприятиях сказочные сцены обыгрывают, ставят театрализованные спектакли-сказки. На занятиях изобразительной деятельности дети рисуют сказочных героев. В группах устраивают выставки рисунков по сказкам.

Таким образом…

Сказка является для ребенка инструментом познания добра и зла, передает ребенку мир человеческих чувств. Форма нравственного воспитания посредством сказки доступна дошкольнику. Уроки нравственности через народную сказку — это лучшие уроки для детей, уроки жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети охотнее выполняют задания воспитателя, нацеленные на развитие нравственности.

К таким заданиям можно отнести — придумать сценку по заданной теме, например: Миша отбирает игрушку у малыша. Как ты поступишь? Или Мальчик вышел на улицу и увидел, как бабушка из соседнего двора уронила сумочку. Что он должен предпринять? Такие сценки разыгрываются детьми. И каждый ребенок должен правильно поступить согласно заданной ситуации. Такие нравственные поступки лучше запомнятся детям, если их инсценировать.

Образцы правильных поступков в заданных ситуациях дети черпают из ранее прослушанных народных сказок. Можно побеседовать о том, кто из известных героев поступал так же, или попадал в подобные ситуации.

Ссылка на основную публикацию