Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте


Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова, Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.

Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней позиции” (термин Л.Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет учителя.

Продолжается развитие психических функций: мышления от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.

Дети столомСоглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является многогранным явлением. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте (“Я сам”), произвольность поведения в различных видах деятельности, подчиненность мотивов поведения, формирования самосознания (в 5,5–6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Д.Годовикова, М.Лысина, Г.Люблинская, Л.Маневцева, В.Мухина), которая имеет некоторые сходства и различия, по сравнению с детьми более старшего возраста.

Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников.

Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание. Свойства внимания: неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой. Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.

Восприятие — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими практических действий с предметами. Действия с предметами являются главной целью, а восприятие ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями. Восприятие превращается в основную цель, а действия становятся средством достижения этой цели.

Мальчик и девочкаВозрастные особенности восприятия: малая дифференцированность восприятия когда дети путают похожие предметы; тесная связь восприятия с практическими действиями, связь восприятия с эмоциями. Средства развития восприятия: использование метода сравнения; выделение главного и существенного в объектах которые воспринимаются детьми; использование наглядности и технических средств; словесный отчет о том, как они восприняли определенные объекты; учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия.

Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины: доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти; дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами смыслового запоминания.

Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно-логической памяти. Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мышление. В дошкольном возрасте на начало периода доминирует наглядно-образного мышления, а под влиянием обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. У ребенка развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений, такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность, творческий характер мышления. Пути развития мышления: обучение детей способности выделять главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный; создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации по развитию познавательных интересов у детей дошкольного возраста

  1. Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
  2.  Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Побуждать ее к общению согласно потребностей и проблем, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности.
  3. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями. Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.
  4.  Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок.
  5. Обеспечивать материальное предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических вариативного характера, комбинированные).

Девочка занимаетсяВ своей деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: яркая наглядность, иллюстрации, раздаточные материалы, книги с интересным содержанием, художественное слово, технические средства обучения (проигрыватели, магнитофоны, проекторы), что побуждает детей для познавательного общения; создавать микросреду, насыщенное информацией, положительными познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к познавательному взаимодействия с взрослым; использовать творческие задания на разностороннее развитие личности, на детскую самостоятельность.

Для повышения активности родителей детей проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье.

Ссылка на основную публикацию