Познание дошкольника через его интерес

Ребенок и воспитатель

Содержание учебно-воспитательной работы дошкольного учебного заведения, в котором воспитывается ребенок, также должен учитывать его познавательные потребности.

Педагоги с раннего возраста начинают развивать познавательную активность и познавательный интерес дошкольника, знакомя их с окружающим миром. Вот некоторые рекомендации для воспитателей и родителей.

Четвертый год жизни

Позволяйте детям четвертого года жизни самим исследовать, обследовать новые материалы, игрушки, другие вещи, совершать с ними различные манипуляции, пытаясь понять их назначение. Дети должны задавать вопросы относительно предметов, событий, явлений, как например: «Что это?» , «Кто это?», «Как это называется?», «Для чего это?», «А что с ним делают?».

Поддерживайте желание познавать неизвестное. Предлагайте сравнивать предметы и явления, соотносить свойства одних предметов с другими.

Следите, чтобы дети находили расхождение, несоответствие внешних признаков и свойств предмета. Помогите им овладеть и использовать в своей речи определенные понятия. В этом возрасте дети уже могут называть внешние признаки и свойства предметов.

Пусть дети учатся наблюдать и ориентироваться в окружающем мире. Способствуйте возникновению у детей положительных эмоций и чувства радости от познания.

Обеспечивайте их новыми игрушками, необычными предметами в групповой комнате, на прогулке, дайте им возможность удивляться всему новому, что будет формировать познавательный интерес дошкольника.

Поддерживайте элементарную поисковую деятельность детей. Возможно, сначала детям будет нужна ваша помощь, поддержка. Одобряйте и поощряйте любые проявления детской любознательности — конечно, в разумных пределах.

Если же такая активность уже переходит в поступок, — не ссорьтесь, переключите внимание детей, заинтересуйте их новым ярким предметом, деятельностью с ним.

Пятый год жизни

На пятом году жизни очень важно поддержать все эти детские «Где?», «Почему?» , «Куда?», «Когда?», «Зачем?», «Для чего?», «Что этот предмет значит?», «Чем полезен?». Способность удивляться — почва для воспитания интереса к знаниям.

Попробуйте узнать, какие интересы у детей: постоянные и глубокие или разносторонние и поверхностные. Одобряйте их, когда они не удовлетворяются простой констатацией, а хотят узнать, почему именно так, а не иначе.

Направляйте внимание детей на определенные объекты. Пусть они учатся сравнивать, искать сходное и отличное, отражать отношения между предметами и их частями.

На основе собственных желаний и накопленных знаний дети могут глубже проникать в мир вещей, раскрывать скрытые стороны явлений, устанавливать связи, существующие между различными явлениями.

Воспитатель должен создавать познавательные ситуации для развития мышления, речи, памяти детей; следить, умеют ли дети выслушивать задание до конца, выполняют его последовательно, не торопясь, качественно, сосредотачиваясь на главном.

Стоит совместно приходить к выводу, что важно схватывать главное, существенное.

Чаще используйте словесные указания, объяснения, а не показ действий. Пусть дети самостоятельно выполняют задания, включающие мышления.

Вместе с детьми обобщайте полученные знания, поощряйте их рассуждать о сути предмета и интерес к нему в целом.

Проявляйте и поддерживайте устойчивую любознательность воспитанников, проявление определенных их способностей.

Шестой год жизни

На шестом году жизни наступает то время, когда дети реализуют свою активность в познании через деятельность. Необходимо проследить, применяют ли они при этом волевые усилия и собственные знания.

Поддерживайте такие желания детей, как «Хочу все знать», «Хочу узнать, что это». Пусть они прогнозируют результаты своей деятельности, проявляя внимательность, инициативность, самостоятельность.

Воспользуйтесь вопросами: «А как иначе это можно было сделать?», «Можешь ли ты предложить, как по-другому решить эту задачу?» , «Что произошло бы, если бы….» дети должны видеть проблему и решать ее творчески.

Предоставляйте им возможность выполнять задания различными способами. Пусть они идут к цели собственным путем, преодолевая трудности, применяя волевые усилия.

Дети ставят эксперимент

Постоянно поощряйте детей осуществлять ту деятельность, в которой они вынуждены будут проявлять активность.

Создайте проблемные ситуации, в которых дети могут заниматься целенаправленной познавательной деятельностью: скажем, отыскивать определенные сведения во время решения задачи.

На шестом году жизни дети уже могут устанавливать зависимости и закономерности. дайте им возможность самостоятельно доискиваться ответов, направляйте их делать выводы, используя собственный жизненный опыт, анализ ситуаций. Одобряйте вполне закономерные логические ответы.

Обязательно поддерживайте инициативу детей высказывать свои соображения, помогайте им делать правильные выводы, как по содержанию, так и по форме.

Познавательный интерес дошкольника и семья

Четвертый год жизни

Посоветуйте родителям не ограничивать познавательную активность малыша четвертого года жизни. Стоит поощрять его исследовать предметы. Пусть родители отдадут в его распоряжение как можно больше вещей, материалов, с которыми он может делать все, что угодно.

Это могут быть старые предметы домашнего обихода, ненужные вещи, одежду, пластмассовые бутылки, обрезки бумаги, картона, клеенки, ткани, веревки, природные материалы. Главное, чтобы они были безопасны для ребенка.

Родители не должны оставлять без ответа ни один детский вопрос. Следует отвечать на них не столько подробно, сколько радостно, с энтузиазмом и удовольствием. Это будет стимулировать стремление малыша спрашивать и впредь.

Родители должны помнить, что познавательный интерес дошкольника не является проявлением невоспитанности или непослушания. Стоит поддерживать ее желание познавать окружающую действительность, поощрять к этому.

Пусть родители используют каждую возможность, когда ребенок проявляет свое удивление, объяснить неизвестную ей событие, явление, предмет. Пусть объясняют ребенку то, что ее заинтересовало, даже если идут по улице или находятся в общественном месте.

Необходимо объяснить родителям, что в дальнейшем познавательная потребность перерастет в стойкий интерес к окружающему миру. И кто, как не они, должны открыть для ребенка мир во всей его красоте и гармонии.

Настраивайте родителей следить за тем, как малыш воспринимает окружающую среду, новые предметы, испытывает положительные эмоции, радость от познания. Не следует ограничивать возможности ребенка познавать новое и активно действовать, конечно, в тех пределах, пока она не может навредить себе или тем, кто рядом с ней.

Это даст возможность проявиться познавательной активности, направить ее на удовлетворение познавательных интересов ребенка. А ребенок, приобретая опыт, постепенно убеждается: стоит прислушиваться к советам взрослых, чтобы не навредить себе.

Пятый год жизни

Объясните родителям, что необходимо, как и до этого, быть терпеливыми к неусидчивости ребенка пятого года жизни. Стоит стать ее партнером, старшим товарищем, собеседником, ведущим источником получения информации.

Не следует останавливать проявления любознательности фразами вроде: «Не суй повсюду свой нос», «Не говори глупостей», «Сиди здесь, и чтобы в тебя не слышал и не видел».

Родители должны поддерживать познавательный интерес дошкольника и развивать его. Надо спрашивать, чего он хочет достичь и помогать в этом. Рассказывать о предмете, явлении, событии, которые его заинтересовали.

Пусть ребенок с помощью родителей делает свои первые попытки рассуждать о том, что его окружает, его первые обобщения.

Стоит иметь в виду, что ребенок запоминает то, что его интересует:
слова, образы предметов. Это является основой в получении знаний. Родителям следует проверять, формируются ли познавательные интересы ребенка, каким образом это выражается.

Пусть поощряют ребенка к разговорам, выполнение посильных умственных задач, игр, занятий, совместных действий, например, починить или изготовить вещь.

Дома вместе с ребенком следует заниматься элементарным экспериментированием. Дети этого возраста уже могут устанавливать связи между внешними и внутренними особенностями предметов. Возможно это заинтересует, вызовет желание узнать суть предметов и их детали.

Где же, как не дома, должна быть создана среда для развития познавательных интересов детей. Нельзя безразлично относиться к детского интереса, а надо стараться всячески поддержать, углубить и расширить его. Целесообразно спрашивать детей: «Почему ты так думаешь? », «Как ты об этом узнал? », «Нужна ли тебе помощь?»

Шестой год жизни

Пусть родители не унывают и не впадают в отчаяние, если деятельность ребенка шестого года жизни дома больше похожа на бесчинство. Посоветуйте им попробовать вместе определить, что ребенок хочет знать, о что новое узнать.

Возможно, и нужна помощь родителей. Следует поддерживать познавательный интерес дошкольника и желание ребенка выделить существенные признаки предмета, одобрять попытки отнести этот предмет к определенной категории или группы. Пусть родители помогут ему сделать обобщения и соответствующие выводы.

Следует поощрять ребенка самостоятельно находить решения познавательной проблемы. Уверять, что он способен преодолеть трудности, развивать его волевые качества. При необходимости родители могут использовать собственный пример: «Я хотел узнать, долго искал ответа и в конце концов — понял».

Пусть предоставляют ребенку возможность удостовериться как в своих умственных, так и волевых возможностях: «Только такие одерживают победу». Стоит выяснить, имеет ли ребенок собственный взгляд на определенную ситуацию.

Возможно, он сможет решить ее творчески. Следует давать ему возможность самому оценить собственную деятельность.

Посоветуйте родителям использовать каждую подвернувшуюся возможность, чтобы ребенок мог понаблюдать, сравнить, выделить, обобщить, исследовать предметы дома.

Вместе с ними ребенок будет чувствовать себя уверенно, решая ту или иную проблему, преодолевая трудности на своем пути. Следует помнить, что задачи, над которыми работает ребенок, не должны быть простыми, но и не слишком сложными.

Тогда такая деятельность принесет и удовольствие, радость от познания, и он будет проявлять свою активность, так и приобретенные знания. Ненавязчиво, в спокойной семейной атмосфере предлагайте ребенку совместно решать проблемы.

Ссылка на основную публикацию