Работа педагога с родителями дошкольника


Свирская Л. предлагает каждому ДОУ провести самоанализ с целью выявить эффективность внедренных в работу учреждения методов работы с родителями.

Для этого нужно сравнить практические показатели деятельности детского сада с эталонными. Но нужно помнить, что показатели эти очень условны и отражают лишь некоторые необходимые приемы работы сотрудников ДОУ.

Сотрудничество родителей с педагогами детских садов – это очень емкое понятие, включающее в себя множество разнообразных способов организации взаимодействия.

Работа с родителями проводится в самых разных формах. Более подробно опишем лишь некоторые наиболее эффективные формы работы с родителями.

Родительские собрания

Уже давно было выявлено, насколько эффективно организовывать родительские собрания. Обычно на них рассматривают актуальные вопросы, текущие потребности и планы на ближайшее будущее. Обычно просто читается доклад. Но это не самый лучший способ взаимодействия с родителями.

Лучше проводить собрание таким образом, чтобы осуществлялся продуктивный диалог, что позволяет активизировать самих родителей и вовлечь их в процесс воспитания. Если все же требуется донести какую-то информацию в форме доклада, то нужно уходить от привычки зачитывать его с листа бумаги, не отрывая глаз от текста.

Важно внедрять новые методы, творческие подходы к раскрытию материала. Педагог должен искать новые наглядные примеры, пытаться активизировать мышление родителей так, чтобы им было интересно слушать, помогать им переосмыслить собственные методы воспитания в семье.

У родителей есть потребность в приобретении новых знаний в сфере педагогики. Итак, основная задача – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников родительского собрания. В этом помогут вопросы по точке зрения, наглядные примеры, совместный анализ условных педагогических ситуаций, совместный просмотр видеозаписей того, как проводились занятия с детьми. Для того, чтобы вызвать интерес, в обозначение темы важно внедрить проблему.

Например, «Как правильно наказывать ребенка?», «Почему ребенок не проявляет послушания?», или «Какие игрушки опасны для ваших детей?». К собранию можно подключить и других специалистов ДОУ, например психологов, врачей и логопедов.

Некоторые педагоги пошли намного дальше и стали проводить родительские собрания в новых динамических и интерактивных формах. Например, некоторые проводят «КВН», «Поле чудес» или игру «Что? Где? Когда?». Это позволяет установить прочные неформальные связи с родителями и приобщить их к жизни детского сада.

Любые нетрадиционные приемы работы с родителями следует направлять на то, чтобы предоставлять их исчерпывающую информацию об особенностях психологического и физического развития их детей в данном возрасте, снабдить их методиками воспитания.

Это те же цели, что и у традиционных методов, но сами принципы организации взаимодействия изменены в корне. Вместо поучений теперь выстраиваются полноценные взаимоотношения педагогов с родителями. Здесь задействуются такие качества, как открытость, искренность, положительный настрой и уверенность в силах родителей.

Главной особенностью неформальных подходов является то, что они направлены на активизацию деятельности родителей.

Беседа в работе с родителями

Еще одной формой сотрудничества являются личные беседы с родителями детей. Беседу можно проводить отдельно, а можно в сочетании с другими мероприятиями, например во время родительского собрания. Также иногда педагоги посещают семьи в их домах. Беседы проводятся для того, чтобы обменяться мнениями по разным педагогическим особенностям.

Главной особенностью беседы является то, что родители при такой форме взаимодействия не имеют возможности оставаться пассивными слушателями. Они принимают в разговоре активное участие. Беседы чаще всего возникают незапланированно, по желанию самих родителей или педагогов. Все же неплохо, если воспитатель заранее обозначит для родителей тему беседы и попросить их подготовить вопросы по теме, которые их интересуют.

Результатом таких бесед является получение знаний, удовлетворяющих индивидуальные потребности родителей. Воспитатель должен хорошо подготовить начало беседы, так как от этого зависит весь ход разговора. Хорошим началом будет похвала в адрес ребенка, пусть даже успехи этого ребенка очень незначительны.

Потом можно задать родителям вопрос, как им удалось помочь ребенку достичь этих результатов. И только после этого можно сосредоточить внимание на том, какие существуют проблемы и что, на взгляд воспитателя, нужно исправить родителям в процессе воспитания. Нужно давать им практические советы.

Консультирование как одна из форм работы с родителями

Еще одной формой взаимодействия с родителями является их консультирование.

Консультирование отличается от беседы тем, что сами родители решают, какую тему они хотят обсудить и ответы на какие вопросы получить. Благодаря оказанию услуг по консультированию, родители могут осознать, что детский сад – это не просто место, куда можно увести ребенка в то время, пока сами идут на работу, но и место, где они сами могут получить необходимую помощь и поддержку.

Т.В. Кротова также описывает некоторые наглядно-информационные методы взаимодействия с родителями. Они позволяют предоставить родителям информацию об условиях, задачах и методах формирования личности детей. Это могут быть организованные выставки детского творчества, фотографии, аудио-записи бесед с ребенком, видео-записи проводимых занятий и т.д.

Также существуют так называемые информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями детей. Благодаря применению этих методик воспитатель может получить важные данные о семье каждого подопечного, проанализировать их и применить в процессе обучения детей и их родителей. Это позволит ориентировать свою деятельность под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, учитывая его интересы, а также поможет более грамотно строить работу с родителями.

Также важно обсудить один из традиционных подходов работы с родителями, применяемых для помощи в речевом развитии дошкольникам.

Речевое развитие

Речевое развитие дошкольников – это важное средство, которое позволяет детям не только развиваться, как личностям, но и перенимать культурные особенности предыдущего поколения. Это включает в себя и богатый словарный запас, и умение строить грамматически грамотные высказывания в процессе диалога или монолога, и в умении связно выражать свои мысли, и правильном восприятии речи других людей, и в восприятии книжной культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает все детские сады проводить работы по налаживанию сотрудничества с родителями каждого ребенка. Сюда включаются и общие с родителями методы, позволяющие формировать речевое развитие дошкольников. Ведь только при совместных усилиях можно решить многие серьезные проблемы. Важно, чтобы и родители, и педагоги согласованно действовали друг с другом.

Дифференциация работы

Согласно ФГОС нужно применять дифференцированные подходы, работая с родителями. Важно учитывать их социальный статус, атмосферу в семье, ожидания родителей и их уровень заинтересованности жизнью ребенка в пределах детского сада. Важно помогать родителям непрестанно повышать педагогическую грамотность.

Согласно государственному стандарту детский сад должен применять такие формы сотрудничества с родителями, которые бы удовлетворяли следующим требованиям: эти формы должны быть востребованы родителями, они должны быть оригинальными, а также, насколько это возможно, интерактивными. Это дало толчок для разработки новых форм сотрудничества, имеющими большие перспективы.

Детский сад должен ставить перед собой задачу – помогать родителям развивать свою компетенцию в сфере педагогики, например родителям нужно передать знания по развитию речи их детей. Для этого применяются разнообразные формы взаимодействия.

Семьи начинают принимать активное участие в речевом развитии ребенка с самого поступления в детский сад. Нужно сразу пытаться помочь родителям осознать, что именно они играют важнейшую роль обучении и воспитании детей, что без их усилий деятельность детского сада не будет иметь полного успеха.

Формы сотрудничества с родителями

Существуют самые разные формы сотрудничества. Сюда можно включить и праздничные театрализованные постановки, и совместная работа по изготовлению газет и журналов, и организация игротеки, и создание родительских клубов, и организация тренингов, и викторины с конкурсами.

На самом деле, полет для фантазии невообразимо широк. Главное – это активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Педагоги стараются выбрать именно те формы и приемы, которые удовлетворяют потребности данной конкретной группы дошкольников.

Рассмотрим еще одну распространенную форму – это организацию театрализованных праздников. Театральная деятельность детей позволяет внедрить в этот процесс множество способов развития речи. Для того, чтобы подготовить это масштабное мероприятие, важно задействовать родителей. Дети у себя дома вместе с родителями разучивают тексты песен, сказок или стихотворения, а также отрабатывают действия для инсценировки.

Ребенку это нравится – он любит не только воспринимать чужие сказки, ему хочется и самому задействовать свои творческие способности. А так как театральная деятельность подразумевает активное использование речи, то это создает благоприятные условия для развития речи малышей.

Также можно обратить внимание на еще одну очень интересную форму сотрудничества с родителями – это «Копилка слов». Благодаря этой работе ребенок расширяет свой словарный запас, закрепляет знание новых слов, начинает понимать лексическое значение этих слов.

Совместно с родителями дети подбирают красивые слова и картинки, соответствующие этим словам. Далее эти картинки показываются в группе остальным детям, а те должны назвать, что на ней изображено. В результате группа создает собственный альбом или книжку.

Для того, чтобы продемонстрировать родителям приобретенные детьми знания и навыки в области развития речи, им показываются речевые игры.

Каждая из описанных выше форм взаимодействия с родителями ставит перед собой свои задачи и цели. Разнообразие используемых форм, систематическое их применение позволяет активизировать родителей и приобщить их к процессу воспитания собственных детей, обеспечивает их для этого всей необходимой информацией и методами работы. Так повышается педагогическая культура родителей.

Таким образом, применив перечисленные выше советы можно дать родителям понимание того, что они играют решающую роль в воспитании собственных детей, что нет перечня стандартных советов и рекомендаций, но есть принципы, которые помогут каждому родителю, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, оказывать ему полноценную поддержку и предоставлять наилучшее воспитание.

Ссылка на основную публикацию