Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР


Каков главный механизм, отвечающий за эффективное развитие способности формировать грамматически верный строй речи? Это изучение закономерностей родного языка и его обобщений. Благодаря этим знаниям и навыкам ребенок сможет грамотно выражать свои мысли словами.

Формирование речи – это достаточно сложный процесс, и он требует высокого уровня развития аналитической и синтетической деятельностей мозга.

При нарушениях речи ребенок с трудом преобразует свои мысли и чувства в слова. Пополнение активного и пассивного словарного запаса дается немного легче. Однако построение речевых фраз и предложений – это намного более сложный процесс.

Дело в том, что многие слова связаны с конкретными предметами, людьми и явлениями, которые имеют место в жизни человека. А вот закономерности языка и речи – это абстрактные понятия, которые детям с ОНР труднее усвоить. То же самое касается и изучения конкретных правил русского языка.

Интересно, что порядок усвоения форм грамматики образования слов, предложений у детей с ОНР такая же, что и у детей с нормальным развитием речи. Однако темпы приобретения новых знаний и навыков значительно отстают.

Также наблюдаются проблемы, связанные с дисгармонией в формировании синтаксической и морфологической составляющих языка. Искажается вся картина изучения родного языка.

Дети с картинками

Если анализировать речь детей с неразвитой речью, то можно наблюдать у них дефекты в развитии как в обеих крупнейших системах грамматического строя языка.

Эти дети с трудом подбирают грамматические средства, помогающие им правильно выразить свои мысли. Еще сложнее им комбинировать эти средства, чтобы сформулировать фразу и предложение.

Грамматический строй речи у детей с общим недоразвитием речи вызван проблемами в усвоении обобщений морфологий и синтаксиса. Причиной также является отсутствие понимания, как пользоваться языковыми операциями при конструировании речи. Трудности присутствуют и при выборе единиц языка, а также их систематизацию в сознании ребенка.

Проблема в формировании обобщений языка может быть первичной (детская афазия), а может быть вторичной (детская дизартрия). При дизартрии речь нарушается как на моторном, так и на языковом уровне.

Для того, чтобы хорошо усвоить морфологию, ребенок должен быть способен проводить разнообразную интеллектуальную деятельность. Важно уметь сравнивать слова по их звучанию и значению. Нужно уметь определять отличия между словами. Нужно осознавать, что при изменении звучания слова, может изменить и его значение.

Важно также уметь сознательно выделять отдельные элементы так, чтобы менять значение слова. Важно также видеть тонкую связь между изменениями в грамматическом составе слова и его значениями.

Например, если звучит слово нож, то это имеет значение единственности ножа. Если же добавить всего один звук и переместить на него ударение, то получится слово ножи, которое уже имеет несколько иное значение и указывает на множественность ножей.

Морфология языка очень прочно связана с лексикой, фонетикой и синтаксисом.
Если нарушается способность правильно формировать грамматические операции, то в результате появляются многочисленные аграмматизмы. Если говорить именно о морфологии, то аграмматизмы эти представляют собой сложности в выделение морфем, проблемы с установлением связи между морфемой и ее звуковым образом.

Многие исследователи, изучающие проблемы ОНР, заметили следующие закономерности в речевых проблемах у исследуемых детей:

  1. Неспособность правильно использовать окончания у существительных, прилагательных и местоимений.
  2. Проблемы с употреблением окончаний у числительных.
  3. Проблемы с согласованием глагола с местоимениями и существительными.
  4. Проблемы употребления окончаний у глаголов, имеющих прошедшее время.
  5. Проблемы с использованием предложно-падежных фраз.

Дети с ОНР допускают в своей речи не только общие аграмматизмы, но и специфические. Интересно, что общие аграмматизмы встречаются и у детей с нормальным развитием речи.

Все дети, независимо от уровня ОНР или даже при отсутствии нарушений речи, в процессе освоения грамматического строя языка время от времени допускают самые разные аграмматизмы. Их принято называть окказиональными формами. Одним из самых распространенных окказионализмов является такой речевой механизм, как гипергенерализация.

Этим термином принято обозначать стремление к излишнему употреблению наиболее часто встречающихся в речи форм, склонность к словообразованию с использованием только продуктивных форм.

Наиболее часто встречающиеся окказионализмы:

  1. Неподвижное ударение, закрепленное за конкретным слогом даже при изменении формы слова.
  2. Избегание беглости гласных, т.е. при слитных согласных звуках попытка разбавить их близкими по звучанию в данной конструкции гласными.
  3. Отказ от чередования конечных согласных.
  4.  Отказ от использования суффиксов или их замены.
  5. Отказ от использования супплетивизма при образовании слов.

При этом выбор той или иной формы окказиональной флексии осуществляется на основании знакомой парадигмы подобного грамматического значения. Другими словами, если ребенок говорит «много столов», то он будет говорить и «много человеков», а не «людей».

Грамматические формы усваиваются человеком в той последовательности, в которой они усваиваются лучше всего. Если в основе какой-то формы лежит понятное и доступное текущему развитию речи ребенка семантическое противопоставление, то такая грамматическая форма легко усваивается сразу.

Если окказиональные формы присущи всем детям, независимо от того, есть ли у них ОНР или нет, то специфические аграмматизмы проявляются чаще у детей с явным ОНР.

Ярко заметно то, что у детей с ОНР существуют проблемы с таким явлением, как генерализация. Под генерализацией мы понимаем способность человека выявить правила и закономерности языка для формирования в данный момент речевой конструкции. Дети с ОНР проявляют языковую ассиметрию в процессе формообразования.

Поэтому часто можно наблюдать, что с течением времени ребенок по разному образует одни и те же слова, фразы и предложения, по разному произносит одни и те же звуки и структурные единицы слова.

Спецификой строя речи у ребенка с общим недоразвитием речи является то, что он очень зависим от звукослоговой конструкции слов, от лексического значения слова, от того, знакомо ли ему слово или выражение и от типа предложения.

Важно то, что дети с нарушениями речи обладают способностью одновременного использования двух разных освоения грамматического строя языка:

  • запоминание слов, как единого нераздельного элемента;
  • умение расчленять слова на отдельные элементы (морфемы). При этом у детей с нарушениями речи этот навык развивается медленнее, чем у детей без расстройств речи.

Помимо проблем с морфологией, у детей с нарушениями речи наблюдаются трудности в освоении и синтаксиса.

Группы детей с проблемами речи

В связи с этой особенностью можно выделить две условные группы.

Группа 1. Дети, состоящие в этой группе, как правило имеют определенные трудности в использовании морфологической системы языка. Но при этом они достаточно хорошо владеют семантической структурой, с помощью которой довольно грамотно образуют предложения.

Хотя эти дети и допускают существенные аграмматизмы в сфере морфологии, они хорошо справляются с воспроизведением семантической связи и правильно формируют порядок слов в предложениях. Например, ребенок может сказать: «Мама мыэ онок» вместо «Мама моет окно».

Особенно хорошо усваивается такими детьми метод построение предложения, имеющего структуру, состоящую из трех компонентов.

Если проанализировать речевые конструкции этих детей, о очевидным является то, что они правильно выстраивают порядок слов в предложении. Однако им сложно даются правила морфологии, из за чего возникают проблемы в словообразовании и построении взаимосвязи между словами.

Получается, что дети первой группы асинхронно осваивают морфологию и синтаксис.

Группа 2. К этой группе относятся дети, для которых трудность составляет не только применение в речи морфологических основ, но и синтаксиса.

Синтаксическая структура нарушается коренным образом и предложение преобразуется до неузнаваемой формы. Причем это наблюдается не только, когда ребенок пытается самостоятельно выразить свою мысль, но и повторяет готовое предложение за взрослым.

Даже если ребенок услышит просто предложение и попытается его повторить, он может поменять некоторые слова местами, а от некоторых откажется вовсе.
Даже простые предложения детям из второй группы формулировать сложно. Но особенно трудно работать с пассивными, инвестированными и сложноподчиненными предложениями.

Причем наблюдаются не только проблемы с использованием глубинного уровня синтаксиса, но и поверхностного уровня синтаксиса.

Если на поверхностном уровне проблемы в использования синтаксиса проявляются как перестановка слов местами и проблемы с грамматической связью в между словами, то на глубинном уровне синтаксиса выделяются трудности овладения семантическими компонентами.

Ссылка на основную публикацию