Грамматика в развитии речи дошкольника


Закономерности построения элементов грамматика описывает как грамматические правила.

Наука «Грамматика» включает в себя три главных разветвления:

  •  историческая. Этот вид грамматики нацелен на изучение строения слова, фразы или целого предложения сквозь призму развития языка на протяжении различных исторических этапов;
  •  описательная. Изучает те же языковые элементы, что и историческая грамматика, но уже в синхронном плане;
  • центральные части грамматики.

Что принято считать центральными (или ключевыми) частями грамматики? Во-первых,

сюда относят части речи. Сюда же принято относить и их грамматические категории.

Также сюда можно отнести и правила, применяемые к словосочетаниям и предложениям. Одной из центральных частей грамматики также принято считать учение о синтаксисе (структуре речевых единств).

Грамматика – это сложная система, которая включает в себя строенные и взаимосвязанные между собой системы. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Это две крупнейшие подсистемы грамматики.

Также их принято называть уровнями. Под морфологией понимается наука об изучении свойств слова и различных его форм и грамматические значения. Под синтаксисом понимается наука о образуемых словами единицах – словосочетаниях и предложениях.

Синтаксис изучает их сочетаемость и правила следования слов в этих речевых единицах. Грамматика позволяет облечь мысли человека в материальную оболочку, понятную всем окружающим.

Грамматика организует речь, расширяя ее возможности.
Грамматика прошла путь продолжительного исторического формирования. Грамматика является наиболее устойчивой частью языка. Если бы она быстро трансформировалась, то это бы препятствовало пониманию русской речи.

Большинство грамматических правил переходили из поколения в поколение на протяжении долгих лет. Причем некоторые правила сегодня достаточно трудно объяснить. Для того, чтобы полноценно владеть грамматикой сегодня важно усвоить синтагматические и парадигматические связи. На начальном уровне формирования грамматики любого языка появляются морфемы и люди соотносят их с лексическим значением.

Уже с самого раннего детства у человека достаточно высокий уровень развития аналитической деятельности мозга, что позволяет ему анализировать звуковую составляющую слова, его морфологическую структуру.

Ребенок уже на ранних стадиях выделяет общую основу слова и специфические его части при изменении формы слова. Ребенок даже способен увидеть что то общее в разных словах, но имеющих одно грамматическое значение. Также ему свойственно синтезировать морфемы в составе слова, неосознанно применяя закономерности языка.

Неосознанно овладевая закономерностями языка, ребенок начинает адекватно формулировать собственные речевые высказывания. Если же он не смог усвоить речевые закономерности, то это может привести к сложностям в грамотном построении речи уже на ранних стадиях.

Формирование грамматики может происходить лишь при определенном уровне когнитивной сформированности ребенка. Для того, чтобы научиться правильно изменять слова ребенок должен освоить дифференциацию грамматических значений. Мозг ребенка анализирует речь окружающих людей и самостоятельно изучает систему грамматики, отбирает общие правила, применяемые на практике и применяет полученные знания в своей собственной речи.

Морфологические и синтаксические составляющие грамматики ребенок осваивает синхронно. Понимание, как появляются новые формы слова, способствует развитию навыка правильно структурировать и предложение. И наоборот, навык формирования грамотной структуры предложения закрепляет способность изменять грамматическую форму слова.

Итак, формирование способности образовывать слова и словосочетающие конструкции у детей на лингвистическом и психологическом уровне изучаются в связи с изучением способности менять формы слов и анализом неологизмов у детей. Только усвоив существующие закономерности в языке, ребенок в состоянии самостоятельно формулировать свои мысли и придавать им грамотную речевую оболочку. Плохое усвоение языковых закономерностей напротив способствует нарушениям в структуре предложений и слов.

Ссылка на основную публикацию