Развиваем связную речь дошкольника

Программа дошкольного образования подчеркивает важность формирования компетентной, самосознательной личности, способной свободно мыслить, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения в любой жизненной ситуации.

Изменения, происходящие в нашей стране, обусловливают необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем.

Поэтому, оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда (откровенно говоря) устаревшими методами и приемами воспитания и обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников. Одним из таких условий является интерактивное обучение дошкольников – активное использование в образовательном процессе инновационных методов обучения.

Инновационные методы – это способы целенаправленного взаимодействия, обеспечивающие оптимальные условия развития детей.

Характерными особенностями этих методов являются: оптимальная активизация связной речи детей; совместная деятельность воспитателя и детей в режиме равноправного общения; создание условий для переживания успеха каждым участником педагогического взаимодействия; обязательная рефлексия процесса обучения и воспитания – осмысление целесообразности выбранных задач, форм работы, способов деятельности, причин неудач или достижения целей и тому подобное.

Одним из таких интерактивных методов является методика ТРИЗ. Почему стоит выбрать ТРИЗ? Ибо это ключ к развитию творческого мышления, метод формирования системного и диалектического мышления, способ преодоления учебных проблем и обучения ребенка самовыражению, путь к самосовершенствованию воспитателя.

В работе с дошкольниками используются адаптированные методы. Есть группа игр, которые направлены на познание признаков и функций объектов и обучение анализу ситуаций («Мои друзья», «Что я умею», «Найди целое по частям»), составление загадок об избранном объекте.

Еще одна группа методов формирует умение преобразовывать, менять объект и ситуации: морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектики, приемы типового фантазирования, метод противоречий.

Метод противоречий – один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей), наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. Противоречия могут быть техническими и физическими.

В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

Научить детей формировать и решать противоречия – это значит научить их основам ТРИЗ.

Морфологический анализ – перебор вариантов сочетания определенных характеристик при создании новых образов, ситуаций.

Метод фокальных объектов – предоставление признаков случайно выбранных объектов объекту, который хотим усовершенствовать (знакомя детей с этим методом, надо подбирать объект с нетипичными признаками – веселый автомобиль, сладкий сон – и организовывать обсуждения, где выясняется, при каких условиях это может быть).

Метод отличается простотой и огромными возможностями поиска новых точек зрения на знакомые вещи или ситуации. Берем любой объект, явление с целью его совершенствования. Произвольно выбираем несколько других объектов – к ним подбираем характеристики в виде прилагательных (свойств). Затем переносим эти свойства на наш объект. Получаем новую модель.

Детям предлагается придумать новую породу собаки, называем любые слова, к ним подберем определения:

Корова – рогатая, молочная, травоядное.

Затем переносим все качества на собаку – выходит какое-то несуществующее животное с оригинальным названием.

Изобретения можно рисовать, лепить, придумать, где живет, чем питается, какую пользу приносит.

Эмпатия (личная аналогия) – представление ребенком себя каким-то конкретным образом и передачи чувств, переживаний, настроения этого образа. Происходит это средствами вербальной и невербальной выразительности. Это умение посмотреть на себя глазами окружающих: «Считай себя частью объекта, который совершенствуют, и выясни при этом свои чувства, ощущения».

Мальчик у доски с моделями

Даем детям задания типа: Представь себе… Ты – кустик. О чем мечтаешь? Кого боишься? О чем шепчутся твои листочки?

Хорошим помощником в работе могут стать методы, предложенные Джанни Родари, известным итальянским педагогом и писателем, для работы со сказкой, адаптированы многими педагогами-новаторами к условиям детского сада.

Опыт свидетельствует, что наиболее пригодными и эффективными творческими упражнениями для становления связной речи детей являются «Салат из сказок», «Конструирование загадок», «Бином фантазии».

Также можно убедиться в эффективности таких приемов (как во время создания сказок, так и в поисково-познавательной деятельности в повседневной жизни):

  • увеличение–уменьшение – дает возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим; сделай наоборот – меняет духовные свойства, внешность, другие свойства на противоположные (универсальное эвристическое преобразование);
  • ускорение–замедление; создание нового объекта или персонажа в результате сочетания свойств, элементов или части того или иного объекта;
  • салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок;
  • продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки;
  • внесение изменений в сказки – введение в известную сказку нового героя;
  • сказка о себе – является вершиной детского фантазирования.

Метод символической синектики в работе с детьми

Знакомство с символами начинать нужно с первых дней учебного года. Сначала детей надо научить обозначать знаком один или несколько реальных образов, выделив в них общий признак, то есть самое главное.

На прогулках во время наблюдений за живыми объектами, отгадывая загадки, проводя беседы и используя определенный жизненный опыт, дети определяют главные признаки предметов и обозначают их символами.

Так складывается определенный комплект символов. Каждый воспитатель может составить свою «азбуку символов» — набор условных обозначений, что будет понятен ему и детям, с которыми он работает.

Вот основные направления работы по формированию связной речи дошкольников, к которым относятся: сравнение предметов; описание предметов; составление предложений; заучивание стихотворений; составление сказок.

Описания предметов

Цель: учить детей составлять описательные рассказы по картинками символами, обогатить словарь словами, что означают названия овощей, их качества и свойства, пиры подбирать синонимы, отгадывать загадки. Развивать связную речь .

Алгоритм работы (на примере темы «Помидор»)

  1. Отгадывание загадок про овощи.
  2. Сюрпризный момент, где Незнайка приносит посылку.
  3. Рассматривание детьми опорных схем.
  4. Описание воспитателем огурца, который содержится в посылке, за символами.
  5. Предложение воспитателя описать помидор, используя картинки-символы: а)цвет; б) форма; в) размер; г) вкус; д) место выращивания; е) употребление в пищу.
  6. Описание овощей детьми.
  7. Заучивание загадки про овощи

Использование схем при составлении описательных рассказов поможет детям усвоить сравнения предметов не в общей форме, чем подобные или чем отличаются предметы, а дифференцировать, сравнивать предметы по форме, величине и тому подобное.

Такие упражнения способствуют развитию речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов, активизируют мышление детей.

Составление предложений

Цель: упражнять детей в составлении предложений по схемам, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Развивать связную речь.

Алгоритм работы:

  1. Рассмотрение иллюстраций.
  2. Беседа по содержанию.
  3. Составление 2-3 предложений с иллюстрацией.
  4. Составить предложение по схеме.
  5. Рассмотрение детьми опорных схем, объяснение непонятных символов.
  6. Наведение воспитателем образца составления предложения.
  7. Составление предложений детьми.
  8. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Составление сказок

Цель: учить коллективно составлять новую сказку с помощью знаков-символов, рассказывать составленный таким образом рассказ, используя предложения разных грамматических конструкций, выразительную интонацию. Развивать связную речь детей.

Алгоритм работы:

  1. Создание эмоциональной атмосферы.
  2. Предложение воспитателя придумать сказку.
  3. Высказывания детьми своих мыслей.
  4. Образец начала сказочного повествования, представленный воспитателем.
  5. Продолжение сказки детьми.
  6. Запись сказки с помощью символов.
  7. Рассказ сказки по символам.

Если возникают трудности в придумывании отдельных условных обозначений содержания сказки, их можно постепенно заменить буквенными обозначениями.

Сначала проводится индивидуальное занятие с детьми, которые нуждаются в уточнении, систематизации знаний по отдельным темам, а затем индивидуально-групповое; заканчивается работа со схемами-моделями на фронтальном занятии во время обобщения знаний по лексико-грамматической теме.

Практика показывает целесообразность использования карточек-символов во время развития связной речи, формирование познавательной активности.

Схемы целесообразно использовать и при обучении детей составлению творческих рассказов.

Обучая детей пересказывать литературные произведения, также можно использовать опорные картинки. Развитие событий фиксируем в рисунках или с помощью условных обозначений. Опираясь на них, дети легко воспроизводят ход событий.

Интересным приемом активизации речи детей является комментируемое рисование. Его суть заключается в том, что воспитатель берет большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинает фантазировать и рисовать. Дети составляют описательные рассказы, а воспитатель рисует по их указаниям.

Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах. Эта ситуация побуждает их к высказываниям. Не напрягаясь, и не прикладывая больших усилий, дети легко описывают предметы, явления, выделяют их существенные признаки, выражают свои мысли, предположения.

Интересных сюжетов с разными героями можно придумать множество, вместе с детьми придумывать содержание рассказов, развивать фантазию, воображение, побуждая их к речевой деятельности. Это могут быть разнообразные сюжеты: Приключения маленького паучка; Зайчик и его друзья и т. д.

Комментируемое рисования имеет очень большое значение для становления личности дошкольников.

Метод решения проблем или «дерево решений» тоже используется в развитии речи дошкольников и содержит несколько этапов. Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?»

Затем рассматриваем схему – «дерево решений», в которой ствол «дерева» — обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и презентует его.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно, при оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.

Содержание метода: дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный или воображаемый микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему – предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Например: «Как лучше путешествовать?»

При использовании этого метода следует придерживаться определенных правил: говорить только тогда, когда получаешь микрофон; говорить быстро и кратко; не оценивать высказывания товарищей.

Для того чтобы раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка используется метод опорного моделирования. Опорное моделирование – довольно распространенный прием обучения. Модели помогают не только наглядно представить объект, но и модифицировать его (видоизменить). Экспериментировать с ним.

Моделирование – это высшая форма обобщения и метод развивающего обучения. Систем моделирования при обучении детей речи и языка описано большое количество. Остановимся на моделировании сказочных сюжетов.

Этапы обучения детей моделированию сказок

Первый этап – ознакомительный. Начинаем работу по составлению сказки по предметно-схематической модели. Как правило, предмет или рисунок может стать исходной позицией относительно составления сказки.

Второй этап – коммуникативно-деятельностный. Этот этап более сложный, потому что детям предлагаются схемы, не напоминающие ни одну из сказок, которые дети знают. Так, три одинаковые окружности могут напоминать сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников – «Репка», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга – напомнят сказку «Три медведя».

Третий этап – моделирующий. Подводим ребенка к пониманию того, что не только знакомых сказочных персонажей можно схематически представить в виде геометрических фигур, схем, моделей, но и можно составить совершенно новую сказку с новым сюжетом, персонажами и т. п.

Рассказывая сказку, воспитатель может сопровождать ее условными картинками-символами. Сказку «Теремок» можно иллюстрировать буквами-зверьками. Также могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или другие символы.

Для развития речи и воображения детей широко используются дидактические игры.

Да – нет. Ведущий загадывает предмет, а дети, задавая вопросы так, чтобы на них можно было отвечать только «да» или «нет», должны отгадать, что это за предмет.

Мозговой штурм. Педагог ставит перед детьми определенную проблему, и они ее решают, предлагая новые идеи или развивая предложенные.

Следовательно, использование инновационных технологий помогает не только обогатить словарный запас дошкольников, но и способствует развитию познавательной активности и образного мышления, способствует формированию речевой компетентности ребенка, помогает детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они учатся отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.

Ссылка на основную публикацию