Грамота для малышей


В наше время обучение грамоте дошкольников стало актуальной проблемой, так как в школу современные дети должны идти уже подготовленными.

В процессе обучения детей элементам грамоты, развитию осознания ребенком речи должно быть положено удовлетворение естественной потребности ребенка познавать мир игровым способом, который очень заинтересовывает его, побуждает к активному проявлению творческих способностей и тому подобное.

Поэтому для обучения детей элементам грамоты необходимо подбирать много игр и упражнений, игровых заданий, которые можно проводить в повседневном общении с детьми и в форме занятий со старшими дошкольникам.

Дидактические игры при обучении грамоте

Обучение грамоте дошкольников желательно осуществлять, используя в работе дидактические игры, упражнения и игровые задания, авторские сказки, стихи, загадки, способствующие воспитанию интереса к родному языку, печатному слову, книгам; служить и другим целям, общим для работы по развитию речи и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств), расширению круга представлений об окружающей среде; формированию характерного для нашего общества представления о качествах, желательных для представителей определенного пола.

Обучение грамоте дошкольников

Обучение элементам грамоты поможет детям осознанно овладеть азами мира грамоты для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и навыков, усвоения различных видов деятельности, а также будет способствовать гармонизации отношений, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности, формированию и совершенствованию социально значимых личностных качеств участников педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Обучение грамоте на занятиях и вне

Обучение грамоте дошкольников и работа по обучению детей составному анализу слов должна осуществляться в ходе занятий и в повседневной жизни. Только тогда дети хорошо овладеют основным способом чтения (слитным считыванием двух букв, которые обозначают сочетание согласного звука с гласным звуков).

В повседневности можно предложить детям игру «Новоселы» с вариантами и игру «Путешествие по полянке» и другие.

Интерес к звукам и буквам, печатному слову дети проявляют в разном дошкольном возрасте (иногда и в раннем). Взрослые должны поддержать и удовлетворять этот интерес в играх, упражнениях, заданиях.

Обучение грамоте дошкольников — формы

Чаще всего обучение грамоте дошкольников организуется во время специальных речевых занятий, и привлечение детей к работе по обучению элементам грамоты в буквенном периоде происходит по двум формам обучения:

  • на тематических занятиях по группам (до 15 детей) или индивидуально-групповых (4-8 детей) примерно один раз в неделю;
  • индивидуальных (1-4 ребенка) в дошкольном учебном заведении или в условиях семьи ежедневно в повседневной жизни, в течение дня.

Каждое занятие имеет четкие структурные компоненты (тему, цель, материал, ход занятия, должно содержать конкретные игровые задания, игры, упражнения, загадки, стихи и др.).

Структура занятия по обучению грамоте

Основная часть каждого занятия должна быть разделена на логически взаимосвязанные между собой частицы, имеющие свое название (по видам работы, методами и средствами, которые доминируют в каждой из них) и нумерацию (например: 1. Работа над загадками; 2. Рассматривание рисунка и беседа по содержанию; 3. Работа с предложением; 4. Упражнение «Назови слово со звуком [в]»; 5. Работа над звуковым анализом слов и тому подобное).

В основной части таких занятий важное место должна занимать работа по закреплению звуков и ознакомление детей с буквами, которые имеют определенную последовательность:

Обучение грамоте дошкольников — варианты работы

Выделение звука изучаемого языка

Выделение звука изучаемого языка (звуков, если они обозначаются одной буквой, например: [д], [д’] — Дд), обозначенного заданной буквой.

Работа с картинками

а) рассматривание с детьми предметных картинок, в названиях которых есть нужный звук (звуки), который находится в удобной для выделения позиции: гласный звук, который выделяется детьми, составляет отдельный состав (например, из слова огурец легко выделяется звук [о], согласный звук должен стоять в составе за пределами слияния согласного с гласным (например, со слов кит, кот легко выделяются звуки [т], [т’];

б) выделение нужного звука (звуков) из слов при восприятии стихов, потешек, скороговорок, загадок, в которых нужный звук (звуки) слышится особенно часто.

Например: для выделения звука [м] можно предложить стихотворение Т. Коломиец про обезьян.

Дети на слух определяют, какой звук (звуки) чаще слышится в словах.

Активное произнесение звуков

Активное произнесение выбранного звука (звуков) детьми, наблюдения за артикуляционными особенностями и отнесением к гласным или согласным звукам. Объяснение звукового значения нужного звука воспитателем.

Припоминание слов со звуком

Припоминание слов с произнесенным звуком (звуками), определение его места в произнесенных словах. Важно, чтобы среди предложенных предметов или предметных рисунков, были и такие, в названиях которых звук (звуки), который изучается, отсутствовал. Это значительно усиливает внимание, мышление, фонематический слух и внимание.

При этом используется дидактическая игра или упражнение на анализ звуковых схем (моделей) слов (не более двух), предложенных воспитателем в предметных рисунках или в устной форме.

Самостоятельный подбор слов

Самостоятельный подбор слов со звуком (звуками), который изучается, в ходе игры или упражнения.

Например, упражнение «Назови имя девочки или мальчика) со звуком [к]»; демонстрация или рисование звуковых схем (моделей) слов: обозначение каждого звука слова соответствующей фишкой, например: -о- (мак).

Ознакомление со звуком

Ознакомление со звуком (звуками) и соответствующей буквой. Рассматривание новой буквы (большой и малой) и фишек-человечков, размещенных возле нее. Выяснение последних, если они отсутствуют на рисунке, и дорисовка или прикладывание необходимых фишек, обозначающих нужный звук (звуки) и тому подобное.

Сравнение большой и малой букв, звуков и букв, букв с предметами и объектами окружающей действительности (например: «Что (кого) вам напоминает буква К?»); стимулирование детей к вопросам, рассуждениям, умозаключениям детей относительно звуков и букв и др.

Сравнение новой буквы с образами

Выяснение детьми, почему именно эти фишки-человечки стоят возле буквы (Например, потому, что это большая и малая буквы Мм, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки: [м], [м’]).

Сравнение новой буквы с образами предметов или явлений, которые возникают у детей на основе их чувственного опыта.

Например: рассматривая букву Тт, дети определяют, что она похожа на дерево, остановку автобуса, дорожный знак, молоток, швабру. Это усиливает мышление, речь, память, воображение дошкольников.

Слушание стихотворения про букву (желательно, чтобы в нем был описание ее внешних признаков для лучшего запоминания).

Показ новой буквы

Показ новой буквы палочками (бумажными полосками, большими пуговицами и т.п.) по желанию детей, рисование пальчиком в воздухе, раскрашивание, штриховка изображения буквы, «печатание» и тому подобное.

Привлечение детей к звуко-буквенному анализу

Привлечение детей к элементарному звуко-буквенному анализу слов (последовательное называние звуков слова; показ слова из знакомых букв разрезной азбуки; отыскивание и показ новой буквы (большой или малой) под (над) звуковыми фишками в модели слова, сказанного ранее); индивидуальное чтение схемы (модели) слова за звуковыми фишками и буквами.

Чтение слогов

Чтение слогов (открытых, закрытых), слов в столбиках, предложений с изученной буквой (на доске, по таблице во фронтальной работе); индивидуальное чтение по индивидуальным карточкам, в игровых упражнениях и дидактических играх с целью отработки умения читать новую букву.

В ходе такой работы с детьми нужно выполнять и задания на закрепление ранее изученного материала о слове, предложении, звуке, слогах, ударении слова.

Занятия со старшими дошкольниками, где дошкольников знакомят сразу с двумя буквами: Ии и Ы, строятся так, чтобы можно было привлечь детей к сравнению (найти отличное и подобное между двумя буквами), рассуждения и тому подобное следует помнить, что и в осуществлении звукового анализа слов, и в синтетической деятельности (формирование навыков составления слогов, слов из букв, чтение слогов, слов) возникают различные осложнения, связанные с возрастными (у детей 5-6 лет преобладает конкретно-образное мышление, а не логическое) и индивидуальными особенностями детей.

Поэтому не советуем увлекаться такими занятиями, где происходит знакомство с двумя буквами, а преимущественно посвящать осознанному изучению новой буквы на отдельных занятиях.

Во второй половине дня можно проводить задачи с «печатанием» букв, написание (карандашом, шариковой ручкой) изученной печатной буквы в тетрадях в клеточку, линейку, игры на закрепление учебного материала, индивидуально-парную работу с детьми с тетрадью-пособием (есть разные варианты от разных издательств).

В ходе занятий и в повседневном общении с детьми желательно подбирать художественное слово с учетом интересов детей разного пола. Это положительно влияет на обучение грамоте дошкольников, способствует развитию познавательной и речевой активности детей, вызывает желание выучить стихотворение (стихотворения) наизусть, прочитать его самостоятельно и др.

Ссылка на основную публикацию