Одна из главных задач дошкольного образования – обеспечить детям комфортный переход на следующую ступеньку в их жизни. А значит, формировать у ребенка готовность к школьному обучению, овладению знаниями, умениями и навыками, а также умение и желание взаимодействовать с людьми. Обеспечить ребенку речевую готовность к школе помогут дидактические игры.
Понятие готовности к школе – комплексное, оно включает биологическую, социальную и умственную зрелость ребенка.
Биологическая зрелость предполагает достаточное физическое развитие ребенка, сформированность основных двигательных навыков, развитие общей, мелкой моторики и физических качеств.
Социальная зрелость определяется умением ребенка сотрудничать со взрослыми, сверстниками, осознанием и соблюдением им норм поведения.
Умственная зрелость охватывает речевую, личностную и интеллектуальную готовность.
Речевая готовность – это не только совокупность языковых знаний, умений и навыков, но и такой уровень речевого развития, который обеспечивает успешное включение ребенка в учебный процесс и овладение им учебной деятельности.
Речевая готовность определяется сформированностью у ребенка до 6 летнего возраста речевой компетентности (фонетико-фонематической, лексической, грамматической), а также достаточного уровня развития связной речи.
Фонетико-фонематичная компетентность предполагает владение ребенком в возрасте 3-4 лет всей системой звуков и сформированность у него фонематичних процессов; фонематического восприятия, представления, контроля, анализа и синтеза.
Лексическая компетентность старшего дошкольника включает умение соотносить слово с его семантикой; употреблять многозначные слова, антонимы, синонимы, сформированность в его сознании различных типов смысловых связей между словами, владение навыками словообразования.
Грамматическая компетентность ребенка предусматривает: использование в речи сложных, нераспространенных и распространенных предложений, овладение ребенком грамматических категорий (числа, падежа, рода, лица), умением образовывать словоформы по аналогии.
Необходимый уровень развития связной речи предполагает владение ребенком монологической и диалогической видами связной речи.
Монологическая речь характеризуется умением описать предмет, явление, событие, составить небольшой рассказ по плану, сюжетной картинке, пересказать текст.
Диалогическая речь включает умение ставить вопросы и отвечать на них, вести беседу. Развитие речи дошкольника происходит постоянно – во время занятий, прогулок, познавательной, изобразительной, трудовой и бытовой деятельности как в детском саду, так и дома.
Одним из эффективных средств формирования речевой готовности являются дидактические игры и упражнения игрового содержания. Игра обеспечивает развитие общей и познавательной активности, расширяет представления детей об окружающей среде, побуждает к самостоятельности и инициативности, закрепляет умение высказывать собственное мнение, повышает речевую активность дошкольника.
Дидактические игры, направленные на развитие у детей фонематического слуха, предусматривают задания на выделение из текста слова с заданным звуком, первых и последних звуков в словах, интонирование определенного звука в слове, подбор слов с названным звуком. Например: «Начни слово … продолжи слово», «Необычный супермаркет».
Когда дети уже хорошо различают и произносят звуки в словах, целесообразно вводить понятия: гласные и согласные звуки, звуковая схема, в частности во время игр: «Помоги животным найти свой дом»», «Грибной дождик». Эти действия становятся надежной основой для грамотного письма в дальнейшем.
Ознакомление малышей с буквами следует начинать с обозначения гласных звуков, поскольку они легко произносятся. Кроме того дальнейшее произношение гласного с согласным способствует формированию умения читать слоги.
Формировать практическое представление о составе и количество слогов в слове помогут такие игры как: «Путаница» «Заколдованные облака». Основное правило всех вариантов игр со складами – читать состав быстро, правильно, без предварительного проговаривания букв.
Обогащение речи малышей обобщать словами, абстрактными понятиями, многозначными словами, синонимами, антонимами, формирование умения классифицировать предметы по признакам, свойствам осуществляется во время игр: «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Букет очаровательных цветочков».
При формировании у детей представлений о предложении как единице языка важно развивать у них умение правильно интонировать различные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные), составлять простые распространенные предложения, слышать и выделять отдельные слова из предложений, составлять предложения по сюжетным изображением и заданным количеством слов. Этому способствуют игры: «Составим предложение», «Кто скажет больше?»
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, она остается ведущей и у семилетнего ребенка, пришедшего в первый класс, поскольку по возрастной периодизацией он фактически остается дошкольником.
Психолого – педагогическая наука и практика утверждают, что у ребенка, который не «прожил» полноценно все этапы развития собственной игровой деятельности – от манипулярных игровых действий к играм по правилам, — значительно задерживается формирование соответствующей мотивации учения.
Такие дети, по утверждению выдающегося психолога Л.Выготского, не поднялись до кризиса семи лет, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности, существенно выделяется роль правила, а «зоной ближайшего развития» становится учение.
Учитывая концептуальные основы программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире», возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагогам учебных заведений (как дошкольных так и общеобразовательных) необходимо обратить внимание на гармоничное сочетание специально организованной и самостоятельной игровой деятельности.