Проблема развития речи ребенка. Продолжение


В предыдущей статье мы рассмотрели первые из уровней речевого развития (недоразвития) ребенка.

Третий уровень

(существуют проблемы развития речи, которые заметны специалисту, но не очень заметны окружающим)

Дети с этим уровнем развития речи обладают развернутым словарным запасом, они говорят достаточно грамотно с лексической и фонетической точки зрения. Но наблюдаются незначительные отклонения в развитии грамматики, лексики и фонетики.

В повседневной речи иногда заметны трудности в грамматическом построении отдельных слов и фраз, неточности в произношении или лексическом употреблении отдельных слов. Фонетика развита более хорошо, чем у детей предыдущих уровней.

Недоразвитость речи у таких детей проявляется в том, что они не знают и не понимают лексическое значение некоторых слов. Также они не способны их изменять и образовывать новые слова.

Таблица уровней речи

Такие ошибки встречаются не очень часто, но становится очевидным, что незнание некоторых общеупотребительных слов мешает им ясно выражать свою мысль. Часто они заменяют такие слова близкими по значению. Слово «шарик» они могут заменить на «мячик», слово «кондуктор» могут заменить на «продавец» и т.п.

Дети этого уровня хорошо и часто используют в своей речи предлоги, выражающие пространственные отношения. Однако они часто ошибаются при выборе предлога, иногда их заменяют или опускают. Это говорит о том, что недостаточно полностью сформировано представление о предлогах и их использовании.

Интересно, что именно пространственные предлоги эти дети стараются как можно чаще использовать. Однако другие предлоги, обозначающие временные отношения, причинные и различительные отношения, используются гораздо реже. Еще реже применяются предлоги, описывающие обстоятельства, метод действия или свойство предметов.

Наблюдается у таких детей чрезмерное количество попыток словоизменений, что разрушает синтаксическую связь между словами в предложениях. Например, часто встречаются следующие виды ошибок: ребенок путается в применении женских и мужских окончаний в существительных (например, вместо «орех», ребенок говорит «ореха»).

Часто в существительных среднего рода меняется окончание на существительное женского рода. Вместо слова «копыто» ребенок произносит «копыта». Также наблюдается проблема с выбором окончаний для существительных женского рода, оканчивающихся на мягкий согласный. Также заметны трудности в согласовании прилагательных с существительными. Иногда также есть проблемы в согласовании с существительными глаголов.

Если говорить структурно, то можно так охарактеризовать третий уровень недоразвития речи:

  • дети не совсем точно знают и понимают общеупотребительные слова;
  • несформированность грамматических форм. Ребенок совершает ошибки, выбирая падежные окончания, меняет формы глагола, наблюдаются проблемы в согласовании прилагательных и глаголов с существительными;
  • речь ребенка состоит в основном из простых предложений. Наблюдаются трудности в построении сложных предложений, чего ребенок старается избегать;
  • большинство детей этого уровня имеет проблемы в произношении некоторых звуков и им трудно соблюдать структуру некоторых слов;
  • в целом полное понимание повседневной речи, но отдельные проблемы в знании и понимании некоторых слов и выражений. Часто такие дети подменяют одни слова другими, одну грамматическую форму другой.

Нужно понимать, что иногда наличие этих проблем в развитии лексики, грамматики и фонетики могут казаться окружающим людям незначительными и не требующими особого внимания. Однако эти трудности в речевом развитии ставят ребенка в трудное положение при обучении в образовательном учреждении.

Общее недоразвитие речи имеет разные причины у разных детей. Поэтому оно может иметь и разные проявления.

Часто происхождением недоразвития речи является проблема в акустико-гностических процессах. Человек с таким отклонением с трудом воспринимает речевые звуки, когда помимо них вокруг есть еще звуки, исходящие из других источников.

Также причиной может быть и отклонения в речедвигательной системе, связанном с недостаточной развитостью некоторых отделов ЦНС или органическими поражениями этих отделов.

Также проблемой может являться и недоразвитие артикуляционного аппарата.

Проблемы в артикулировании звуков речи появляются в следствии поражения речедвигательного аппарата. В силу этого возникают проблемы с произношением, имеющие разную степень тяжести. Но проблема не ограничивается лишь проблемой с четкостью звучания речи.

В силу проблем в развитии взаимосвязанной работы слухового и речедвительного анализаторов, ребенок недостаточно полно воспринимает звуковой состав слова, что мешает ему запоминать новые слова, учиться грамотно строить свою речь и это негативно влияет на обучаемость письму и чтению.

В зависимости от степени тяжести нарушения в процессах, отвечающих за восприятие и формирование речи, может возникать общее нарушение речи, либо трудности в произношении лишь отдельных звуков и слов.

Иногда в результате проблем со зрительным восприятием также могут возникнуть речевые нарушения у детей.

Так как ребенок испытывает оптико-гностические отклонения, то уже находясь в доречевом периоде, он уже с трудностью накапливает предметные ассоциации, что мешает ему нормально развивать и речь. Ведь для того, чтобы обозначить предмет словом, нужно понимать, о каком именно предмете идет речь и связывать это слово с ним. При отсутствии же обобщения о предметах, разум не способен и наделять их словесными терминами.

Четвертый уровень

Некоторые ученые также выделяют четвертый уровень речевого развития у детей.

Дети с четвертым уровнем развития речи обладают хорошим словарным запасом и способны грамотно формулировать свои мысли. В повседневной речи у них не обнаруживаются речевые дефекты.

Однако во время выполнения специальных заданий возникают не резко выраженные проблемы в грамматике, лексике и фонетике. Нельзя сказать, что это грубые нарушения. Более точно было бы отметить, что наблюдается не резко выраженные трудности с различием звуков (например, твердых и мягких согласных).

Наблюдаются незначительные проблемы в воспроизведении звуков слоговой структуры слова, которая возникает в результате проблем запоминания грамматического образа слов. Вместо слова «библиотекарь» такие дети говорят что то вроде «бпилиотекарь».

Иногда слоги или звуки переставляются местами. Например, вместо слова «портной» ребенок говорит «потрной». Или вместо слова «табуретка» ребенок произносит «кабутерка». Вместо слова «трехэтажный» ребенок произносит «трехтажный».

Итак, у детей четвертого уровня наблюдается недоразвитие фонетики, фонематики и проблемы с формированием звукослоговой структуры. Помимо этих проблем стоит отметить также невнятность речи, ее недостаточная выразительность, проблемы с дикцией, в результате которых наблюдается эффект смазанности в речи.

Особо стоит отметить также недостаточный уровень развитости восприятия фонем, что свидетельствует о непонимании процесса фонемообразования.

Дети, находящиеся на этом уровне развития речи, имеют достаточно обширный словарный запас. Однако, отдельные нарушения все же присутствуют. Например, они не могут запомнить названия некоторых животных (кенгуру и филин, к примеру), им трудно усвоить названия некоторых растений, профессий, частей тела.

В общении эти дети часто заменяют одни слова другими, схожими по значению. Например, не употребляя слова «деревья» , эти дети активно заменяют его на слова «березы» или «сосны» или «елки».

Описывая действия или признаки предметов, они подбирают тоже близкие по значению, но недостаточно точные термины. Например, вместо слова «овальный» они могут использовать слово «круглый». Или вместо слова «прибежал» они используют слова «бежал».

Также вместо одного слова ребенок может использовать близкую по значению фразу. Вместо фразы «девочка подметала» они могут сказать «девочка чистила двор метлой».

Такие дети достаточно хорошо владеют лексическими средствами речи. Достаточно неплохо понимают и используют в своей речи повседневно используемые антонимы. Например, им хорошо известно, что слову «большой» антонимом является слово «маленький». Для слова «далеко» они быстро подберут антоним «близко».

Однако как только дело касается взаимосвязи абстрактных слов между собой, тут возникают трудности.

Недоразвитие лексических средств языка хорошо заметны в том, что этим детям очень сложно дается понимание и применение в жизни пословиц и фраз, имеющих переносный смысл.

Когда речь идет о названиях профессий, то ребенку может быть достаточно сложно определить форму мужского или женского рода. Когда появляется потребность образовать слово, обозначающее профессию женского рода, ребенок может даже придумать собственную форму, отличную от грамматики русского языка.

Достаточно сложно таким детям также использовать увеличительные суффиксы для образования новых слов. Вызывает затруднение, к примеру, догадаться, что большой дом – это домище.

Такие же трудности наблюдаются и при образовании слов, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Ребенку сложно понять, что маленькое гнездо – это гнездышко.

Есть стойкие проблемы при использовании и суффиксов, обозначающих единичность.
Хотя такие дети очень хорошо знают и постоянно применяют многие сложные слова, которые часто встречаются в разговорной речи окружающих, им с трудом дается использование даже простых, но малознакомых терминов.

Хотя ребенок хорошо может знать и использовать такие слова как листопад, вертолет, корабль, ему сложно говорить слова ледокол, пчеловод и т.п.

Грамматически оформляя свою устную речь, ребенок с ошибками использует множественное число существительных, употребляемых в родительном и винительном падежах. Например, ребенок может выразить мысль: «Мальчики увидели много собаков». Довольно трудно дается также совместное использование прилагательных с существительными того или иного пола.

Ребенок может сказать: «Я рисую красным кисточкой». Также сложно соотнести прилагательное с существительными множественного или единственного числа. Ребенок может сказать: «Я сижу за большом партой». Также непросто дается совместное использование числительных вместе с существительными. Ребенок может сказать: «Я погнался за двумями котятами».

Но особенно сложно для детей этого уровня развития речи даются придаточные предложения. Часто в таком случае ребенок выбрасывает союз. В итоге может получиться что-то вроде: «Учительница нам сказала, мы не списывали».

Разные дети четвертого уровня сформированности речи могут обладать разными проблемами использования языка. Некоторые дети могут совершать небольшое количество ошибок, формируя свои высказывания.

При этом ошибки носят временный характер. И если ребенку дать на выбор два варианта построения фразы: правильный и неправильный, то он легко сможет выбрать правильный ответ, хотя сам в этом случае иногда допускает ошибки. Другие же дети имеют проблемы устойчивого характера, которые сложно поддаются коррекции.

Также заметны некоторые своеобразные особенности построения речи таких детей.

Иногда, формулируя фразы и предложения, ребенок не может обеспечить нормальную логическую последовательность. Иногда он буквально застревает на объяснении второстепенных деталей, при этом забывая сказать о главных моментах.

Часто такие дети делают повторения некоторых эпизодов своего рассказа, описывая картину или высказываясь на определенную тему.

Ссылка на основную публикацию