Развитие речи дошкольников


Всем известно, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного речевого развития человека.

Именно в это время происходит развитие речи ребенка, формирование его устной речи и навыков речевого общения — основы для становления ребенка как личности.

Как реагируют родители, когда их ребенок произносит первое слово? Они очень радуются и начинают всем рассказывать об этом.

С первого детского слова начинается путь к овладению речи. В ближайшие годы малышом много будет освоено, и в ближайшие годы в речевом становлении будут сделаны еще более важные шаги.

Приблизительно к шести годам у ребенка завершается процесс развития речи.

Говорим правильно

Развитие речи ребенка — этапы

Первая половина 1-го года жизни

Развитие речи ребенка начинается, в сущности, уже с его первого крика в родильном зале. В крике ребенок тренирует не только свой голос, но и разделяет свои чувства с окружающей средой. Начинается общение с социумом. В этом возрасте ребенок понимает, что на его крик сейчас кто-то отреагирует и подойдет.

Спустя 12 недель, родители могут более точно различать разные виды крика ребенка. Начиная с трех месяцев наряду с криками проскакивают другие звуки. Это визг, воркование или лепет и другие. Такие звуки принято считать первыми фразами.

Также тон и громкость при этом могут быть разными. Слыша шум, малыш поворачивает голову в сторону источника звука или ищет его. При громком звуке малыш пугается.

Вторая половина 1-го года жизни

Ребенок все больше экспериментирует со своим голосом. Постоянно вслушиваясь в речь родителей, ребенок начинает произносить первые членораздельные словосочетания, например: ла-ла-ла. Ребенок сейчас лучше воспринимает речь окружающих. Почти год они ведут длинные монологи в своем собственном исполнении и на свой манер.

От года до полутора лет

К своему первому дню рождения ребенок воспринимает информацию не только по звуку голоса, а также через мимику и жесты, уже знает около 50-60 слов. Ребенок узнает теперь, что слова имеют значения и соответственно достигает некоторого уровня в развитии языка.

Отныне он идет очень быстро вперед в обогащении словаря. Он узнает свое имя и реагирует даже на простые задания, вроде «сядь туда» или «дай мне машину».

От полутора до двух лет

Ваш ребенок называет в это время много людей и предметы собственным именем. В его лексиконе не менее 50 слов. Некоторые дети уже произносят более 200 слов на данном этапе развития.

Интересно, что решительно сказанное «нет» воспринимается малышом не слишком охотно. Ребенок задает вопросы путем одного-двух слов, вопросительно произносит, как «машина сломалась?»

От двух до трех лет

Словарный запас ребенка существенно возрастает. Фразы из трех-четырех слов показывают, что ребенок развивается в плане языковой компетенции. При этом происходят, естественно, грамматические и синтаксические ошибки.

Первые придаточные предложения начинают прослеживаться в речи ребенка этого возраста. В этом возрасте дети создают совершенно новые слова творения.

От трех до четырех лет

Это время, когда ребенок интенсивно приобретает языковые знания. Дети уже составляют сложные предложения, используют много придаточных предложений. Можно слышать все больше местоимений в детских высказываниях. Теперь начинается фаза, в которой дети постоянно задают вопрос «Почему».

Пять-шесть лет

Теперь дети могут даже объяснить абстрактные понятия. Большинство детей теперь могут правильно сформировать теоретически все звуки. В этом возрасте дети могут пересказывать рассказы, почти правильно воспроизвести фразы логически и грамматически. Вы можете помочь своему ребенку в развития речи, например, через пальчиковые игры, песни или активное общение с ребенком.

Нарушения речи у детей

Причины нарушения речевого развития разнообразны и варьируются от медицинских причин, таких, как глухота, потеря слуха, аутизм, повреждения мозга или задержка умственного развития, наследственные причины или восприятие слабости до психосоциальных факторов, таких как недостаточное речевое восприятие или отсутствие контактов с другими людьми.

В случае подозрения обращайтесь сначала к педиатру. Пусть там уточнят, есть ли слуховые нарушения, определите уровень речевого развития согласно возрасту. Получите по возможности несколько мнений, не все специалисты в этой специфической области достаточно образованные.

Также нужно исследовать технические отклонения и расстройства развития речи, грамматический уровень. Типичными примерами являются неправильный порядок слов, например, „В детский сад иду я“ вместо „Я иду в детский сад“ или проблемы дифракции с именем и временем глагола, например, „бабушка едем в отпуск“ вместо „бабушка едет в отпуск“.

Бывает, что дети путают звуки, заменяют их на другие или совсем пропускают.

У родителей есть много возможностей, поощрять развитие речи ребенка в домашних условиях.

Внимательно слушайте своего ребенка, как можно реже прерывайте его.

Будьте терпеливы и мотивируйте ребенка на общение. Не используйте детский лепет. Не говорите с ним по-детски, коверкая слова. И самое главное: даже если услышите ошибку, не смейтесь по этому поводу.

Развитие речи ребенка — современные методы обучения

Успешное обучение и воспитание сегодня немыслимо без глубокого изучения и творческого внедрения в жизнь педагогического наследия В.А.Сухомлинского.

Изучая произведения.А. Сухомлинского для детей, мы видим, что в них на понятных детскому мышлению сюжетах раскрываются смыслы важнейших духовных сокровищ человечества: любовь к матери, ценить жизнь, связь с родословной, своей Родиной, любовь к родному языку, природе и др.

Их содержание является очень важным для приобретения детьми социального опыта,развития нравственных чувств (сопереживание, милосердие. доброты. заботы и др.), ответственности, прогнозирования последствий своих поступков.

Почти во всех произведениях сюжет очень четкий и ребенок может сразу понять где, когда, как долго происходило событие, сколько действующих лиц и кто они.

Развитие речи ребенка дома

Основой сюжетов является описание краткосрочных ситуаций общения и взаимодействия между детьми, детьми и родителями, сказочными персонажами и тому подобное, в процессе которого возникает значимая морально-этическая или познавательная проблема.

Предлагаю рассмотреть возможности сказок В.Сухомлинского в развитии речи ребенка на примере использования некоторых предложенных программой произведений. «Весенний ветер» — пополнение словаря ребенка глаголами и прилагательными, в построении распространенных предложений.

Задавая вопросы по содержанию чаще употребляйте слово «Почему?», предоставляя возможность ребенку анализировать, делать умозаключения, строить распространенные предложения В пересказе сказки малышу поможет его собственный опыт из наблюдений за весенними изменениями в природе. Этим упражнением Вы включаете ребенка в построение предложений

Развивайте умение связной речи предложив, например, составить рассказ про клен, что растет у Вашего дома. «Как зайчик грелся зимой на луне» — с помощью сюжета этой сказки Вы продолжаете учить воспроизводить произведение по вопросам, упражнять в построении распространенных предложений, закрепляете названия диких животных и их признаков, продолжаете учить составлять небольшие рассказы.

Старший дошкольник много рассказывает, например, случаи из детского сада. Общаясь с другими, ребенок учится ориентироваться на собеседника. Словарный запас значительно увеличивается. Он формулирует свои собственные предложения. Он изобретает неординарные, точные названия, если не знает подходящих слов.

Ссылка на основную публикацию