Компетентность в речи у ребенка


Речевое развитие дошкольника – сложный психологический процесс, который не сводится к простому воспроизведению ребенком услышанной речи.

Он определяется мерой сформированности знаний, умений и навыков ребенка и проявляется в социальной и интеллектуальной активности в кругу взрослых и сверстников. Надлежащий уровень жизненной компетентности ребенка невозможен без овладения речью.

Содержание коммуникативной компетентности предполагает следующие составляющие:

  • осведомленность ребенка старшего дошкольного возраста со способами и средствами
  • речевого взаимодействия;
  • адекватность выбора имеющихся навыков и умений, применение их в рече-деятельности;
  •  ориентация в ситуации общения;
  • комплексное, вариативное, творческое применение речевых и неречевых средств согласно поставленной цели.

Различные виды речевой компетентности формируем с раннего возраста. Для успешного речевого развития важное значение имеет вся жизнедеятельность детей, дает возможность проявить их в общении.

Своевременно сформированная речевая компетентность в дошкольном возрасте является главным условием дальнейшего успешного обучения в школе. Для формирования речевой компетенции также целесообразными будут как организованные, так и самостоятельные формы деятельности.

Организованные формы деятельности с детьми, занятия, наблюдения, беседы и разговоры, игры с правилами, трудовые поручения, дежурства, коллективный труд, проведение экспериментальных опытов, индивидуальная работа, праздники и развлечения, экскурсии, бытовые процессы: одевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон и др. Для выполнения задачи организации игры, наблюдения педагог использует методики развития разных сторон речи.

Учит слушать, анализировать, спрашивать и давать ответы на вопросы, обращаться с просьбой или для организации совместной деятельности, усваивает речевой этикет. Однако именно самостоятельные формы деятельности дают возможность реализовать приобретенные знания.

Самостоятельные формы деятельности: утренние и вечерние часы; прогулки; самостоятельная игровая деятельность; изобразительная деятельность; театральная деятельность; двигательная; познавательно.

Часто различные виды самостоятельной деятельности дети совмещают с речевой: рисуют и ведут диалог о любимых мультфильмах, поливают цветы и напевают любимую песенку или декламируют стихи, играют в мяч и оговаривают свои спортивные предпочтения. Во время игры дошкольник может договориться с другими детьми только с помощью речи.
Речь дошкольника слайд

Побуждая ребенка к разговору, игра способствует его речевому развитию. Задача воспитателя не только научить детей правильно играть, общаться в игровой деятельности, организовывать свое свободное время с пользой, но и наблюдать за детьми, анализировать их поведение, речь, тактично исправлять ошибки или поощрять к активности.

Особое значение в детском саду приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно благодаря ей происходит наиболее интенсивное формирование всех компонентов речевой системы, в частности фонетики, лексики и, что очень важно для детей с речевыми нарушениями, грамматики и связной речи.

Речевую компетентность дошкольника нужно расширять и посредством использования театрализованной деятельности. На основе сказок проводить интересные игры-драматизации, кукольные спектакли. Значительную роль в этом процессе играет музыкальный руководитель, который помогает в организации, проведении и музыкальном сопровождении определенного мероприятия.

Итак, необходимо помнить, что ни один вид деятельности малыша не может быть отделенным друг от друга, что речевые задачи можно реализовать даже в самостоятельной деятельности, воспитатель сможет достичь совершенствования речевых умений воспитанников, без которых невозможно гармоничное развитие ребенка и его дальнейшее обучение в школе.

Ссылка на основную публикацию