Сенсорная комната как средство укрепления здоровья


Наиболее важной задачей детского общеобразовательного учреждения считается профилактика и улучшение здоровья детей дошкольного возраста. Как никогда раньше сегодня зреет потребность в подготовке здорового поколения к взрослой жизни. Все больше детей сегодня имеют то или иное нарушение здоровья. К сожалению, мы наблюдаем печальную тенденцию к ухудшению здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ по всей стране.

Исследования показывают, что 75% заболеваний в зрелом возрасте являются следствием проблем со здоровьем в детстве. Всего четверть века назад считалось, что каждый год рождается 20 – 25% детей с ослабленным здоровьем. Сегодня же это число значительно увеличилось. Каждый четвертый ребенок, воспитывающийся в ДОУ в течение года заболевает более четырех раз. Об этом красноречиво свидетельствуют исследования Макаровой З.С. и Чертюк Т.Я. До 90% детей имеют проблемы с обучаемостью в школе не в связи с ленью или умственной неполноценностью, а из за проблем со здоровьем. И всего 10% детей приходят в школу без тех или иных заболеваний.

В 2015 году согласно данным Минздрава Российской Федерации от 25% до 35% детей дошкольного возраста испытывают проблемы со здоровьем или имеют физические отклонения. А при поступлении в школу около 79 процентов ребят уже входят в эту группу. Эти цифры ясно дают понять, что назрела серьезная необходимость уделить пристальное внимание физическому состоянию наших детей. Поэтому укрепление и сохранение здоровья дошкольников очень важны на современном этапе воспитательного процесса в детском учреждении.

В сенсорной комнатеОчень важно уже с самого раннего возраста прямо в детском саду во время занятия прививать детям культуру здоровья, применять для этого соответствующие методы и средства укрепления и сохранения здоровья дошкольников.

К сожалению, нельзя сказать, что современный подход к воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ полностью соответствует к изложенному выше требованию и в нашей стране уделяется достаточно внимания проблеме здоровья. Детей не обучают тому, чтобы они могли следить за своим самочувствием и правильно описывать свое физическое состояние. Часто случается так, что ребенок просто не способен рассказать врачу о том, что именно его беспокоит и где у него болит. А, не зная жалоб ребенка, врач будет в затруднении определить правильный диагноз.

Что касается лечебных, оздоровительных и других подобных задач, современная система детских образовательных учреждений не настроена на их решение. Сегодня здоровьем малышей занимаются исключительно медики, а педагоги занимаются только образовательно-воспитательной работой. Причем программа обучения детей дошкольного возраста целиком рассчитана на полностью здорового ребенка. Работа медиков и педагогов в ДОУ никак не пересекается и протекает параллельно друг другу.

Стоит отметить, что мы говорим здесь о необходимости комплексирования этих изолированных друг от друга систем. Это вполне оправданно и совершенно понятно. Оздоровительная работа на занятии в ДОУ решает не только лечебные и профилактические задачи, но и воспитательные и образовательные. Все это объединяется в единый предмет проводимой работы – детское здоровье.

Педагог, работающий в детском учреждении, обязан уметь должным образом организовывать педагогический процесс так, чтобы эффективно закладывать в сознание детей необходимость правильно относиться к собственному здоровью. Старшие дошкольники уже должны обладать базовыми навыками культуры здоровья.

М. Рунова считает, что только если сами дошкольники будут целиком осознавать важность и ценность собственного здоровья, будут иметь сильную мотивацию на повышение его уровня, будет создана благоприятная среда и занятия для улучшения общих показателей здоровья подрастающего поколения. А это требует специального обучения, которое поможет усвоить определенные двигательные навыки и способности, сформируют правильный стиль жизни и позволят дошкольникам самостоятельно улучшать свое здоровье.

Рассмотрим одно из наиболее эффективных средств, положительно влияющих на укрепление здоровья воспитанников детского сада – сенсорная комната.

Это понятие «сенсорная комната» впервые было представлено общественности М. Монтессори. Этот довольно известный педагог и врач описывал дидактическую среду, позволяющую дошкольникам полноценно развиваться. По мнению Монтессори, сенсорной комнатой можно назвать помещение, снабженное автодидактическими материалами, позволяющими заниматься с детьми. Сегодня сенсорной комнатой часто называют помещение, в котором создана специальная интерактивная среда, обусловленная наличием специализированной мебели, звуками, запахами и освещением, специально предназначенными для релаксации. Благодаря грамотному управлению оборудованием такой комнаты психолог способен оказывать мощное воздействие на психику человека, с помощью звука, изображения и чувств погружать его в состояние покоя и расслабленности либо возбуждению и желанию действовать.

Оборудование сенсорной комнатыСенсорная комната содержит в себе большое количество стимулов, воздействующих на системы органов чувств: его глаза, нос, уши, способность осязать и вестибулярный аппарат. Это запускает определенные речевые и познавательные процессы в сознании детей, дает им возможность приобрести дополнительный жизненный опыт, расширяет чувствительность, помогает развить самоуважение и уверенность в себе, заглушает негативные эмоции и чувства, благоприятно влияет на общее состояние человека и его здоровье. «Комната-доктор» помогает тренировать процесс способность останавливать такие сложно контролируемые процессы, как агрессия и возбудимость. Регулярно посещая здоровьесберегающие занятия и сенсорную комнату под руководством психолога, дети получают чувство спокойствия и защищенности, заметно становятся более доброжелательными.

Методы работы, которые часто используют на занятии в сенсорном помещении, очень разнообразны. Сюда включаются: игра, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психодраматизм, ароматерапия, аутогенная тренировка. Причем каждый метод применятся в зависимости от того, что именно хочет добиться психолог от ребенка.

Благодаря своим удивительным свойствам сенсорное помещение в народе получила название «комната-доктор». Находясь в ней, ребенок получает следующие изменения состояний:

  • он становится более уравновешен;
  • лучше преодолевает склонность к агрессии;
  • учится преодолевать беспокойства;
  • снижается уровень тревожности и возбудимости;
  •  нормализуется сон;
  • активизируется активность мозга;
  • организм быстрее восстанавливается после перенесенных заболеваний;

Оснащение таких комнат подразделяется на две категории:

Релаксационное (мягкое покрытие пола, кресла, аудио-система, световое оборудование)
Активационное (аудио и визуальные эффекты, фибироптические волокна, световая пушка, сухой бассейн и т.п.)
Оборудование, относящееся к первой группе, дают возможность почувствовать человеку себя уютно и комфортно. Возникает ощущение защищенности и создаются благоприятные условия для детской релаксации.

Дети очень хорошо реагируют на возможность пребывания в сенсорной комнате. Там развивается их тактильная чувствительность. Дети учатся изучать свойства предметов, улучшается их моторная координация. Здесь же дети могут получить массаж ног, спины и рук. Это положительно влияет на здоровье и умственные способности.

Любые методики, применяемые с целью повышения общих показателей психофизического состояния воспитанников детского сада, прекрасно дополняются организованными мероприятиями, связанными с эксплуатацией «комнаты-доктора». В учреждении, где проводилась практика, часто организуются игровые мероприятия с воспитанниками в этом помещении. Малыши воспринимают занятие в сенсорной комнате как поход в сказку. Они очень ждут посещение «комнаты-доктора». Но это не просто веселое времяпрепровождение. Благодаря занятиям воспитанники приобретают навыки общения со сверстниками, учатся самостоятельно регулировать свои эмоции и психические состояния, а также поведение, соблюдать оговоренные правила.

Благодаря грамотному обустройству, сенсорная комната дает возможность ребенку оставаться таким, какой он есть. Во время игр с детьми используются необычные для повседневной жизни материалы и устройства, что позволяет легко вовлечь внимание ребенка в процесс, развивает познавательные способности и очень сильно влияет на формирование личностных качеств любого дошкольника.

Опыт показывает, что сенсорная комната и совмещение в ней игротерапии в «комнате-докторе» с общепринятыми методами обучения воспитанников детских учреждений, позволяет достичь наиболее яркого результата и удивительным образом способствует улучшению общих показателей здоровья детей.

Любые мероприятия, проводимые с целью улучшить общие показатели психического и физического здоровья воспитанников детского сада, становятся гораздо более эффективными и результативными, если применяются в совокупности с использованием сенсорной комнаты

Ссылка на основную публикацию