Что важно знать о сенсорном развитии ребенка?

Сенсорное развитие дошкольника: суть, задачи, упражнения

Сенсорное развитие дошкольников является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка. Многие родители не придают большого значения целенаправленным занятиям по сенсорике, считая, что познание мира, предметов и форм пройдет у ребенка младшего дошкольного возраста замечательно само собой, естественным образом.

Некоторые считают даже, что занятия вредны, так как навязывают стереотипы и коверкают индивидуальность. Однако профессиональные педагоги опровергают это мнение, приводя неоспоримые доказательства необходимости и эффективности последовательных и продуманных занятий, направленных на сенсорное воспитание дошкольников.

Сенсорное воспитание – что это?

Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.
Занятие с цветными фигурами
Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.

Основные задачи методики воспитания

Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:

  • форма и размер;
  • цвет и качество;
  • вкус и запах;
  • звук, музыка.

Все это способствует гибкости восприятия внешних факторов, скорости анализа, внимательности, логике. Важность этих качеств трудно переоценить – уже с детского возраста можно помочь ребенку сформировать черты характера и развить способности, необходимые для успешной самореализации в обществе и благополучной карьеры.

Сенсорное воспитание дошкольников необходимо при подготовке к тестированию перед поступлением в начальные классы. Отмечено, что дети, с которыми дополнительно занимались в этом направлении, значительно быстрее адаптировались в школе и лучше усваивали новые учебные материалы.

С какого возраста рекомендуется начинать сенсорное развитие?

Огромное значение сенсорного восприятия человека ясно, его не переоценишь. Поэтому начинать развитие сенсорных способностей рекомендуется в самом раннем возрасте, когда ребенок максимально восприимчив. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспринимаются и обрабатываются полученные информация и представления об окружающем мире.

Большинство авторитетных ученых в области педагогики и психологии убеждены, что раннее сенсорное воспитание дошкольников в большей части влияет на уровень интеллекта, скорость и качество умственного развития ребенка. А, следовательно, во многом определяет его качественные характеристики как личности и будущего специалиста в какой-либо сфере.

Начинать проводить простейшие упражнения можно с самого раннего возраста – есть программы, разработанные специально для совсем крохотных малышей в возрасте 1-2 лет. Маленькие дети очень любознательны, им нравится все щупать, вертеть, рассматривать и бросать, потому они прекрасно воспринимают занятия в игровой форме. Но в принципе, заняться сенсорным развитием дошкольника никогда не поздно – намного важнее здесь подать занятия в интересной и доступной форме.

Простейшие упражнения на сенсорное развитие детей до трех лет

В этом возрасте малыш еще не умеет анализировать – да и не должен. Развитие ребенка считается в норме, если он способен различать цвет, размер и конфигурацию предметов, давать простейшие качественные и количественные определения – «мягкий», «твердый», «много», «мало» и т.д. Крохи с удовольствием включаются в игру-занятие.

Но поскольку для детей этого возраста долгое время удерживать внимание на одном и том же предмете или процессе, занятия не должны длиться более 10-15 минут. Если ребенок сам по себе флегматичного склада, медлительный и серьезный, ему может быть достаточно и 5-7 минут. Через время вы сможете провести еще одно занятие, чередуя тематики.

  1. Пирамидки и кубики. Тут есть несколько вариантов:
  • на цвет – кроха должен выбрать предметы одного цвета;
  • на форму – отделить шары от кубов;
  • на размер – сложить пирамидку от меньшего конуса к большему и наоборот.
  1. Подражание. Малыши любят копировать взрослых и гримасничать. Покажите ему улыбку, и прокомментируйте – веселый, добрый. Затем нахмурьте брови, и опять прокомментируйте – злой, недовольный. Пусть ребенок повторяет все ваши гримасы.
  2. Угадай фрукты и овощи. В непрозрачный пакет или сумку нужно сложить набор овощей и фруктов, хорошо знакомых ребенку: картофель, морковку, огурец, яблоко, апельсин, и т.д. задача – наощупь отгадать овощ или фрукт и описать его вкус или качество. Например, яблоко – твердое, красное, сладкое, лимон – шероховатый, кислый, морковь – длинная, хрустящая. Для более взрослых малышей можно усложнить игру – угадать с закрытыми глазами наощупь, кто дал ему руку (мама, папа, братик, бабушка, дедушка).

Очень полезны игры на воздухе с песком, камешками, водой, растениями.

Упражнения на развитие сенсорных способностей для детей от 3 до 6 лет

К четырем годам ребенок уже умеет различать оттенки и нюансы, сопоставляет различные понятия, формирует соотношения предмета с его качествами. В его лексиконе образуются устойчивые словосочетания, с помощью которых он достаточно четко должен уметь описать различные вещи или явления.

Малыш 5-летнего возраста учится анализировать, делать выводы и заключения. Ему уже не интересно изучать новые предметы в одиночестве – он хочет общаться, обсуждать увиденное, слышать мнение посторонних и высказывать свое собственное. Именно сейчас важны групповые занятия со сверстниками, учителями и родителями для полноценного и успешного воспитания ребенка.

6 лет – этот возраст, когда личность, характер, привычки и убеждения практически сформированы. Основа уже заложена – теперь можно только направлять и развивать ребенка, дополнять и корректировать усвоенные знания и понятия. При этом нельзя переоценивать самостоятельность дошкольника, мышление его все равно остается незрелым. Грамотно составленная программа занятий по сенсорному восприятию, рассчитанная на детей этого возраста, очень важна для всестороннего, качественного развития.
  1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
  2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
  3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.

Отлично развивает также игра «в слова и ассоциации» - взрослый называет слово, а ребенок – ассоциации, подходящие по смыслу. Например, «ночь» - «темно, спать, звезды, луна».

Резюме

Итак, сенсорное развитие дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и  усидчивости.

Если у вас нет времени прочесть хотя бы одно пособие по развитию сенсорики у детей и уделить занятиям хотя бы четверть часа в день, постарайтесь отыскать неподалеку от дома центр раннего развития и подготовки детей дошкольного возраста, и отводить своего ребенка на занятия с профессиональным педагогом один-два раза в неделю. Результат не заставит себя ждать и наверняка будет удивительным в первую очередь для вас самих.

Ссылка на основную публикацию