Дошкольник на пути к социализации


Быстрые изменения социокультурных и общественно-экономических реалий ускоряют темпы социальной динамики, превращающие старые и образуют новые социальные структуры, трансформируют социальные идеалы и ценности.

Социализация личности как актуальная научная проблема, объект междисциплинарного научного исследования находится сегодня в центре внимания исследователей различных наук.

Ход социализации на этапе дошкольного детства способствует усвоению личностью позиций , «я в обществе» и «я и общество», и позволяет ей пройти первый путь своего социального развития.

Возрастные особенности социализации

Вместе с тем, возрастные особенности детей-дошкольников – значительная эмоциональность, восприимчивость, способность к подражанию, внушаемость – создают угрозу закрепления и интеграции в детском сознании негативных проявлений, обусловливают задержку социализации и несбалансированность в развитии, неадекватность в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала.

Все то, что ребенок этого возраста стихийно усваивает во взаимодействии с общественным окружением, становится эмоциональной основой для дальнейшего социально-личностного развития.

Таким образом, не следует безосновательно надеяться на стихийную адаптацию ребенка к общественной среды.

Поскольку содержание деятельности педагога определяется проблемами каждой конкретной личности, то приоритетной линией детской социализации определены: формирование у детей умения устанавливать контакты с людьми и действовать в различных коммуникативных ситуациях и реализовывать способы поведения, позволяющих ребенку самореализоваться.

Педагогический подход к введению ребенка в социум

Педагог в педагогическом процессе отводит важное место формированию у ребенка внутренней активности, что обеспечивает его социализацию, самостоятельность и инициативность.

Для детей четвертого года жизни подбирали ситуации с игрушечными персонажами, для детей 5– 6 лет – использовали реальные персонажи. Начинают обычно с ситуаций менее напряженных в эмоциональном плане, постепенно переходя к более сложным.

Дети у столаОсобого внимания при этом оказывают практическим методам формирования социального опыта, навыков культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных ситуаций.

В случае отсутствия предложения по решению задачи со стороны детей, ее решение должен предложить педагог, который вместе с детьми обобщает детские высказывания и подводит итог.

Личный пример педагога и организация совместных действий детей помогают накоплению позитивного социального опыта, социализации ребенка.

Для старших детей используют практические ситуации проблемного характера как разновидность ситуаций-осложнений, которые используют с целью стимулирования активности, инициативы, самостоятельности, чуткости, готовности к поиску правильного решения.

Взрослый является источником разнообразной информации о правилах общежития, особенностях поведения в обществе, причинно-следственных связях между проявлениями моральной активности и отношением окружающих.

Как ребенок видит себя в обществе

Приобретая опыт социальной жизни, усваивая правила, нормы и стандарты поведения, предложенные авторитетными взрослыми, дошкольник учится дифференцировать себя в человеческом окружении:

  1. Родных, знакомых и чужих людей (различия по признаку семейной принадлежности).
  2. Приятных, индифферентных и неприятных людей (распознавание по эмоциональному отношению к человеку) и др.

Семья имеет возможности для постепенного приобщения малыша к выполнению социально значимых ролей, к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку для становления ее социальной компетентности.

[su_note note_color="#e6f7f2" radius="10"]Семья — самый первый и важнейший социальный институт, который отвечает за эмоциональную компетентность дошкольника и его нормальную адаптацию к жизни, его социализацию.[/su_note]

Возникновение у ребенка эмоциональных расстройств и нарушений социального поведения в большой степени связано с особенностями его семейного воспитания.

Воспитатель и детиВыдающийся специалист по психологии семьи Вирджиния Сатир сказала: «Если бы мы могли лечить семью, то могли бы лечить и общество». Именно в семье осуществляется социализация ребенка.

Приобретение ребенком в семье социально значимых свойств предполагает заботу родителей о развитии у него в течение первых лет жизни:

  • умения проявлять самостоятельность;
  • обращаться к взрослому за помощью, когда он попадает в затруднительное положение;
  • воспринимать убедительные доказательства;
  • отказываться от чего-то, если взрослый доказывает его нецелесообразности;
  • умение входить в разные социальные роли; вглядываться в окружающих людей, испытывать к ним интерес;
  • улыбаться, когда к нему обращаются, смеяться, когда с ним играют; радоваться одобрению и высокому достижению;
  • использовать мимику и жесты в общении с другими, различать выражения человеческих лиц;
  • по аналогии узнавать знакомые жизненные ситуации и выбирать адекватные средства реагирования на них.

Организуя бытие ребенка, родители и педагоги исходят из того, что нравственно-духовное развитие является основной сферой его личностного роста. И важно вовремя создать условия для формирования у дошкольника основы морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности.

Своевременное, гибкое, гармоничное сочетание в опыте старшего дошкольника семейного и общественного воспитания является важным залогом развития у него эмоциональной чувствительности, отзывчивости, адекватности реагирования на раздражители и социальной компетентности, ловкости, способности.

Оба социальные институты важны для становления растущей личности, для приобретения ею опыта общения с разными людьми. Воспитание с помощью детского коллектива положительно влияет на становление личности дошкольника, на его социально-эмоциональное развитие.

Поддержка коллектива

Коллектив не только всесторонне поддерживает поведение , которое соответствует нормам взрослого окружения, но и добивается, чтобы каждый его член не проявлял равнодушия к другим, чувствовал себя причастным к общим проблемам.

Объединяясь в группы, дети организуют игры, в ходе которых они упражняются в умениях справедливо распределять роли, договариваться, делиться игрушками, уступать, сдерживать эмоции.

В процессе совместной деятельности дошкольник усваивает нормы общежития, обязательные для всех участников детской группы, учится быть самим собой среди других.

Каждому ребенку просто необходимо иметь чувство принадлежности к некоему коллективу. Он должен четко знать, что у него есть группа людей, на которую можно опереться , где его всегда внимательно выслушают и поймут.

[su_note note_color="#e6f7f2" radius="10"]Чувство принадлежности - это чувство, что тебя понимают и принимают.[/su_note]

Появляется необходимость в социализации, формировании и укреплении своей группы поддержки, потому что с ней можно поделиться своими мыслями, а также, она дает обратную связь. Ведь, когда такая группа сформирована в раннем возрасте, то в подростковом возрасте у ребенка значительно меньше проблем.

Малышу нужно чувствовать себя частью чего-то, членом семьи, группы, коллектива, ведь, сначала через малое, а именно, привязанность к коллективу, группе, формируется чувство гордости к стране, нации.

Чувство принадлежности - это чувство исключительности или родственности, особенно во взаимоотношениях, которые считаются важными, чувство одобрения и уважения тебя другими.

Это чувство увеличивает возможности для совершенствования дружеских отношений.

Поэтому является необходимым создание такой программы, одним из главных задач которой было бы воспитание чувства принадлежности к определенной группе у детей дошкольного возраста.

Программа социализации малыша

Реализация программы социализации даст возможность воспитанникам осознать свою личность и найти свою роль в обществе.

Девочки за игройОна содержит систему занятий, направленных на развитие у ребенка чувства достоинства, коллективизма, воспитание этически ценных способов общения, а также выработку положительной самооценки; формирование понимания своего эмоционального состояния и распознавание чувств окружающих через мимику, жесты, выразительные движения, воспитание чувства психологической защищенности, доверия к другим.

Программа должна быть составлена с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития и уровня сформированных знаний, построен на основе индивидуализации воспитательного процесса с использованием дифференцированного подхода к обучению .

Выполнение задач программы должно нацеливать на формирование знаний ребенка по вопросу эмоционального развития, самопознания и воспитание чувства принадлежности к различным социумам - семье и детскому коллективу.

Учебный блок программы может быть рассчитан на 24 занятия. Эти занятия могут проводиться фронтально 1 раз в неделю в течение года в рамках занятия «Азбука общения», начиная с 4-го г.ж.

Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей: от 20 до 30 мин. Условно занятия делятся на блоки: «Все обо мне», «Я и мои друзья в детском саду», «Я и моя семья».

Особое внимание стоит уделить развитию у ребенка произвольного поведения, элементарной способности вести себя морально за отсутствия контроля со стороны взрослого.

Ценность занятий в процессе формирования социальных навыков ребенка

Педагогами создается определенная система занятий, что позволяет, на наш взгляд, успешно решать поставленные задачи, а именно:

  • в 1 полугодии проводятся занятия по блокам « Все обо мне» и « Я и мои друзья в детском саду»
  • во 2 полугодии - « Все обо мне» и « Я и моя семья».

Большая ценность таких занятий - в активном участии родителей в подготовке к ним. Это заключается в совместном выполнении определенных заданий родителей и детей, а именно, изготовление семейного дерева, волшебных ящиков и др.

Также, задача данного курса реализуется на занятиях узких специалистов - музыкальный руководитель, воспитатели по искусствоведению, руководитель физического воспитания.

На таких занятиях ребенок знакомится с азбукой эмоций через наблюдение, простые этюды, рисование, производят в ней элементарную эмоциональную грамотность в восприятии, анализе и адекватной интерпретации основных эмоциональных состояний человека, умение связать определенную мимику с приятными и неприятными жизненными событиями.

Также, в процессе занятий ребенок учится адекватно реагировать на различные жизненные проявления. Понятно для других выражать свои переживания, вербализовать их и передавать мимикой, жестам и, интонацией, цветом, формой, мелодией; учится сдерживаться от проявления негативных эмоций и чувствовать себя оптимистично.

Структура программы

Предложенная программа содержит следующие блоки, задачи и соответствующие разделы:

1.Учебный блок

  • Становление и воспитание гармонично развитой, социально активной личности .
  • Формирование и поддержка позитивного отношения дошкольника к самому себе – раздел «Все про меня» (общение, эмоции, самопознание).
  • Формирование представлений о семье, родственников, взаимоотношения между ними. Воспитание чувства любви и уважения к родным – раздел « Я и моя семья».
  • Формирование представлений о детском саде, как уютный дом, где каждого ребенка ждут.
  • Совершенствование культуры поведения , чувства товарищества , взаимопомощи – раздел « Я и мои друзья в детском саду».

2.Диагностический блок

Изучение социально-эмоционального развития дошкольников; исследования особенностей педагогического коллектива.

3. Блок « Работа с коллективом»

Распространение знаний среди педагогов по данной теме через проведение семинаров, консультаций, педагогических чтений и открытые просмотры занятий и других форм работы с детьми.

4. Блок « Работа с родителями»

  • Сотрудничество детского сада и семьи в достижении поставленных задач нравственного становления личности дошкольника.
  • Организация психолого - педагогического консультирования родителей с целью повышения роли семейного воспитания.
  • Распространение знаний среди родителей о необходимости формирования чувства принадлежности у детей.

Ссылка на основную публикацию