Как развивать творческие начала ребенка?


Сегодня все более очевидным является то, что для развития творческих способностей важно не только предоставлять детям внимание, давать им положительные эмоции, полноценно общаться с ними, но и окружить их подходящей предметной средой, которая бы пробуждала в них творческую активность.

Мы считаем, что ребенок в творческой деятельности формируется как личность, а предметное окружение детей оказывает огромное влияние на формирование творческой активности.

Однако, к сожалению, этот вопрос подробно не изучается в современной научной литературе. Не было проведено ни одного исследования, которое бы изучало педагогические условия, позволяющие полноценно использовать для формирования творческой активности предметно-пространственной среды. Эта проблема недостаточно проработана, поэтому сегодня недостаточно полно уделяется внимание правильной организации предметного пространства в детских образовательных учреждениях.

Большинство исследователей считают, что предметное пространство вокруг детей в первую очередь необходимо организовывать так, чтобы оно оказывало воздействие на формирование творческой активности дошкольников.

Однако то, что окружающая предметная среда может оказывать влияние и на творческую деятельность детей, до сих пор не обращено должного внимания. Личность ребенка постоянно взаимодействует с окружающей его искусственной средой.

Если правильно организовать пространство в помещении, где находятся дети, то это может стимулировать их творческое развитие. С другой стороны, неправильная организация пространства может являться препятствием, которое мешает детям проявлять индивидуальность и раскрыть свои творческие наклонности.

Образовательная среда безусловно оказывает огромное влияние на творческую активность детей. Ребенок в творческой деятельности более развит и воспитан.

Однако сегодня, к сожалению, мало кто использует ее для того, чтобы активно использовать для активизации творческой активности детей дошкольного возраста. Причиной этому является отсутствие системного подхода к исследованиям в этой области.

Имеющиеся наработки демонстрируют интерес авторов, который направлен только на отдельные элементы образовательной среды, особенно на предметное пространственное окружение и технологии в этой среде.

Первые, кто обратил внимание не средовой подход к развитию творческих способностей у дошкольников – это Т.С. Комарова, К.Э. Кригер, М.А. Замураева.

Эти ученые подробно изучили возможности, которые таит в себе пространственное окружение детей для активизации их творческой активности. Также они описали несколько принципов, на основе которых нужно организовать окружающую среду в пределах ДОУ.

Однако большинство исследований используют односторонний подход. Большинство попыток развивать творческий потенциал у детей с помощью пространства основаны на когнитивном компоненте. Более того, формирование проявляется лишь на локальном уровне.

То есть воздействие оказывается только на игровое творчество, либо художественное творчество и т.п. Также это воздействие больше напоминает обычный образовательный процесс.

Поэтому мы считаем, что особенно актуален сейчас вопрос непрямого воздействия, которое может оказывать на детей окружающая предметная среда.

Естественно, мы не говорим о том, что пространственная среда будет являться единственным условием формирования творческой активности у дошкольников. Однако она все же имеет смысл в силу своих сильных сторон. Она позволяет учесть индивидуальный поход к обучению, дает возможность свободно самовыражаться детям, оказывает благоприятное психологическое воздействие, придает игровые нотки и создает небольшую спонтанность.

Окружающее пространство, как средство воздействия на формирование личности, исключает дидактизм, то есть не навязывает определенные действия, отказываясь принимать индивидуальность и самостоятельность.

Окружающая обстановка, в отличии от других методов влияния, делает это непрестанно и непосредственно.
Если организовать материальное окружение таким образом, чтобы дать детям много пространства и возможностей для самостоятельных творческих поисков, то это сильно развивает способности к воображению.

Важно, чтобы ребенок в творческой деятельности не просто выполнял задания педагога (например, рисовал что-либо или создавал поделки из разных предметов), но и самостоятельно этим занимался даже тогда, когда воспитатели их об этом не просят.

Если ребенок в творческой деятельности имеет стремление к созиданию, то очень важно поддерживать его в этом. Важно проводить занятия таким образом, чтобы они сочетали в себе самые разные способы действовать: дети должны лепить из пластилина, слушать чтение сказки, заниматься иллюстрированием, рисовать что-нибудь.

Можно попросить детей изобразить своих любимых героев, а затем собрать выставку полученных работ. Но нужно помнить о том, что не стоит особенно выделять определенные работы, даже если они действительно лучше и оригинальнее других. Нужно, чтобы каждый ребенок получал похвалу за старания, так будет стимулироваться их дальнейшая активность.

Занятия также должны содержать в себе задания, которые специально направлены на формирование воображения. Можно попросить детей рассказать о том, с какими животными они себя ассоциируют. Также можно попросить детей придумать красивый орнамент или нарисовать на бумаге какое-нибудь новое животное, а также дать ему название.

Для того, чтобы всегда иметь в запасе подходящее задание на воображение, педагог должен регулярно прочитывать периодические издания, посвященные детским садам, работать над повышением своей квалификации. Важно, чтобы подобные задания давались детям регулярно, только в таком случае можно добиться положительного результата.

Дети всегда стараются быть немного непохожими на остальных, проявить собственную оригинальность. Ну нужно пытаться их в этом ограничить, ведь это является признаком творческой личности.

Наоборот, воспитатели должны создать максимально комфортные условия, которые поспособствуют индивидуальной творческой деятельности детей, а для этого дети должны иметь возможность действовать самостоятельно. Это позволит оказать мощное влияние на творческое воображение ребят.

Важно постоянно стимулировать детей к тому, чтобы они проявляли творческую активность. Не нужно заставлять их делать это, ведь в таком случае мы получаем обратный эффект. Нужно наблюдать за тем, как ведут себя дети, обращать внимание на то, у кого какие наклонности, кто с каким материалом стремится работать.

Если вы заметили, что ребенок любит сочинять связные рассказы, то можно попросить их придумывать рассказы по картинке. Либо если кто-то любит рисовать, то можно попросить их придумать картинки к прочитанным рассказам.

Таким образом, можно даже создать небольшую книжку с картинками, нарисованными детьми. Если кто-то любит что-то организовывать, то можно попросить его придумать игру на основании этого рассказа. В результате мы получаем акт коллективного творчества, где каждый занят тем, что ему больше нравится.

Задания по творческой деятельности дают возможность детям проявлять активность в том, чтобы самостоятельно заниматься творчеством.

Лучше всего так организовывать проводимые занятия, чтобы от начала до конца они подразумевали творческую активность ребенка, независимо от того, что изучается.

Нужно приучать детей не просто запоминать новую информацию, но обдумывать ее с разных сторон, делать выводы о том, насколько она ценна для них. Для этого можно использовать методы, предлагаемые Ч.Темплом и К.Мередитом в своей методике формирования критического мышления.

Многочисленные психологические и педагогические исследования продемонстрировали сильную зависимость формирования творческой активности от того, как организована развивающая среда в детском образовательном учреждении. Под развивающей средой принято считать среду, которая окружает ребенка и стимулирует его к деятельности.

Важное условие, способствующее формированию творческой активности у дошкольников – это внедрение в содержание занятий заданий, несущих творческую нагрузку. Это могут быть задачи и вопросы, в содержании которых находится проблема, которую нужно решить. Причем проблема должна носить дивергентный характер, то есть подразумевать множество разных способов ее решения.

Благодаря решению творческих задач ребенок развивает творческую активность в своем мышлении. Эти задачи могут принимать самые разные формы: они могут быть познавательными, либо экспериментально-исследовательскими. Также существуют конструкторские задачи.

Некоторые задачи позволяют развивать логическое мышление, другие влияют на комбинаторные качества ребенка. Некоторые задачи изначально требуют найти нестандартное решение.

Согласно А.Д. Жаркову, еще одним немаловажным условием для развития творческой активности является организация досуговой деятельности. Это не просто организация того, чем должны заниматься дети, но направление их деятельности на социально-значимые дела, которые удовлетворяют их культурные потребности.

Если организовать досуговую деятельность с упором на творческую активность. Это может оказать мощное воздействие на личность ребенка, сформировать у него положительные установки и жизненные принципы. Это не просто организация того, чем должны заниматься дети, но направление их деятельности на социально-значимые дела, которые удовлетворяют их культурные потребности.

Согласно М.Б. Зацепиной существуют различные виды культурной досуговой деятельности. Это может быть и игровая деятельность, и познавательная, и художественная, и исполнительская. Главное, что ребенок удовлетворяет свои культурные потребности, задействовав при этом творческие способности.

Одним из главных способов организовать интересную досуговую деятельность, это играть вместе с детьми. Игра занимает главное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом деятельности. Ребенок нуждается в том, чтобы много и часто играть. Благодаря игре ребенок не только удовлетворяет различные свои потребности, но и узнает многое о самом себе и своих возможностях.

Интересно, что игра имеет схожие черты с искусством. Когда ребенок играет, то целью этой деятельности является сам процесс. Эмоциональный смысл игровой деятельности проявляется в подлинности переживаний и чувств. Также , как и искусство, игры полностью зависят от эмоционального восприятия ее ребенком.

Дошкольники во время досуга могут сочинять новые мелодии, пытаться их воспроизвести с помощью имеющихся музыкальных инструментов, разыгрывают инсценировки и т.п.

Дети испытывают большой интерес к игровой деятельности, они чувствуют эмоциональный подъем, что оказывает положительное влияние на формирование творческой активности.

Для правильной организации досуговой деятельности, можно использовать такие формы деятельности, как:

  • Ролевые игры;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Театрализованные постановки;
  • Импровизации на основе просмотренных мультфильмов.

Психологические и педагогические исследования демонстрируют, насколько важно сегодня уделять внимание формированию творческой активности у дошкольников.

Ребенок в творческой деятельности, который обладает раскрытым творческим потенциалам, уверен в своих возможностях. Ребенок в творческой деятельности способен усваивать много новой информации, на ее основе может делать глубокие выводы и использовать имеющиеся знания и опыт, чтобы творить.

Таким образом мы пришли к выводу, что ребенок в творческой деятельности  через предметно-развивающую среду обретает кроме всего прочего личностные качества, необходимые для дальнейшего его развития.

Ссылка на основную публикацию