Изучаем с ребенком цвета


Появление ребенка в семье возлагает на родителей множество новых задач: привить первые навыки счета, развивать язык. А после — научить малыша цветам.

В исследовании окружающего мира, маленький человек знакомится со свойствами предметов, их формами, размером и, конечно, цветом.

Нужно ли специально учить ребенка отличать цвета или это будет происходить само по себе в процессе роста, когда малыш сам будет набираться знаний и опыта?

И зачем его учить распознавать цвета, если через год., когда ему исполнится, к примеру, три года это будет сделать гораздо быстрее и проще?

И если мы решить научить ребенка цветам, как это делать?

Немного физиологии

Когда мы задаем себе вопрос: как научить ребенка отличать цвета, мы допускаем несколько ошибок. Ребенок практически отличает цвета еще с рождения.

Первенство держит желтый цвет. Именно его ребенок воспринимает в первую очередь. Чуть позже воспринимает красный и оранжевый.

Еще через некоторое время может отличать синий и зеленый, а к 6-му месяцу – фиолетовый. Так что, наличие желтого, красного и оранжевого цветов в детских погремушках не случайно. Это напрямую связано с особенностями восприятия цвета у детей.

Говоря об обучении цветам, мы должны развивать способность ребенка осознанно отличать тот или иной цвет, освоить группировку предметов по цвету, научиться выбирать необходимый цвет и оттенки. Все эти навыки не развиваются сразу же, и, безусловно, их формированию следует уделять должное внимание.

Цвет, форма и размер являются для детей, базисом образцов, на которых основаны знания о конкретных объектах и явлениях. И чем скорее эти показатели формируются, тем больше полезной информации сможет принять и усвоить ребенок, и тем лучше будет развиваться в целом.

Первые понятия

Для маленького человека, который только что сделал свои первые открытия в большом и красочном мире, цвет не что-то отдельно видимое и различимое. Он тесно связан с конкретными предметами и объектами, которые часто имеют определенный цвет, поэтому цвет для ребенка не абстрактное понятие, а ассоциативное.

Как правило, мы говорим ребенку: „Красный помидор, зеленая трава.“

Но томат, может быть и зеленый, и красный, и розовый. И трава не всегда зеленая. Она, как правило, зеленая, а осенью – преимущественно желтая.

Так что, нужно еще в раннем возрасте установить подобные цветовые модели и не ввести ребенка в замешательство.

Было бы хорошо, если показывая ему отдельный предмет, сказать : „Это помидор. Он красный”.

Чувствуете ли вы разницу?

Называть не словосочетание, которое воспринимается как одно название для объекта, а говорить предложениями.

Сначала назвать предмет. А вторым предложением назвать его цвет.

Это касается и игрушек. Давая малышу мяч, мы обычно говорим: “Вот синий мяч”. Это для ребенка звучит как одно слово, как название предмета.

Но теперь мы уже знаем, как правильно построить предложение: “Это мяч. Он синий. А это кубик. Он тоже синий”. Так постепенно, с опытом, ребенок будет учиться отличать предмет от его качества.

Он сделает для себя важное открытие, понимая, что красным может быть помидор, автомобиль и скамейка вон там на улице.

И если мы, так часто, как это возможно, обращаем внимание на цветовые свойства предметов, ребенок это открытие сделает намного быстрее.

Указывая ребенку на тот или иной цвет, не нужно ограничивать себя только основными: синий, красный, зеленый, желтый. И не нужно учить цвета отдельно: во-первых, чтобы запомнить красный, а затем зеленый цвет. Говорите правильно цвета – не называйте серый голубым цветом, а розовый или малиновый – красным.

Дети прекрасно отличают нюансы, не хуже, чем мы. И они совершенно не понимают, почему мама называет совершенно разные цвета одним и тем же словом. В начале обучения, чтобы избежать такой путаницы, пытайтесь выбирать те игрушки или предметы, чей цвет можно назвать красным или зеленым однозначно.

Баночки с краской для рисования и раскраски

При обучении ребенка в цвета помогут вам баночки с красками и фломастеры. Рисуйте вместе с ребенком, постоянно проговаривайте каждый конкретный цвет, который вы берете кистью: «Из какой баночки мы взяли с тобой? Из желтой.

Баночки с краской

Давай нарисуем из желтой баночки желтое солнце. А цыпленка каким цветом будем рисовать? Также желтым! Желтое солнце и желтый цыпленок!»

Объясняйте действия ребенка: «Ты взял из зеленой баночки. Браво, нарисовал из нее зеленую травку!»

Дети с удовольствием рисуют и фломастером. Выбрать желательно для малыша специальные фломастеры с цветными крышечками.

Когда вы закончите с рисованием, попросите ребенка помочь вам закрыть каждый фломастер соответствующей крышкой.

Не забывайте при этом называть цвета! Иногда вы можете запутаться и поставить крышку на другой фломастер, чтобы доставить радость ребенку, который с удовольствием вызовется исправить ошибку.

Благодаря этой простой путанице дети уже с полутора лет могут успешно справиться с просьбой найти не только основные цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, серый….

Вообще, для рисования с детьми у нас есть огромные возможности. Следует их использовать вариативно для обучения цвету.

Например, мы рисуем разноцветные воздушные шары и просим ребенка нарисовать на них точки тем же цветом. И конечно, мы назовем цвета. Или мы рисуем несколько разных домиков. «Посмотрите, чего не хватает в наших домиках? Конечно, окон!

Ну давай покрасим окна в тот же цвет, что и домики». Таким образом, вы можете нарисовать лучи солнца, проливной дождь из разного цвета облаков и т.д.

Нарисуйте на листе по три одинаковых цветка разного цвета (три красных, три синих, три розовых и т.п.) и попросите ребенка собрать одинаковые цветы в букеты, соединяйте с помощью линии растения одного и того же цвета.

Одним словом, подобных задачек можно придумать много. И, конечно же, не забудьте познакомить ребенка с цветами радуги. Ребенку будет весело нарисовать радугу-это так интересно!

Как правило, проговаривание цвета приходит немного позже, по сравнению с различением его. Часто матери, жалуясь, что их ребенок не знает цвета, путает две разные вещи: знание и умение разные процессы. Как правило, со второго года большинство детей уже знают основные цвета.

Они легко находят в куче кубиков синие, но далеко не все дети назовут эти цвета. Это не должно вас беспокоить. Просто продолжайте играть в игры, цвета, рисуйте, обращайте внимание на различные по цвету предметы во время прогулки и говорите часто названия различных цветов и оттенков. Очень скоро ребенок будет знать и уметь называть все это.

Затем уже можно перейти к изображениям промежуточных тонов. Для более точного определения цвета используйте прилагательные „светлый” и „темный” в сочетании с любым тоном: светло-красный, темно-синий т.п.

Если ребенок упорно отказывается выбирать цвета, вы можете ему предложить поиграть в красочные ассоциации. Конечно, многие дети сами придумывают названия цветов. Так, розовый цвет становится домиком Барби, коричневый — как Винни, а светло-голубой скажем, как «моя любимая кружка».

Вот еще один простой прием и полезная игра для обучения цвету – называйте во время прогулки все предметы с определенным цветом. Вы можете играть в «цветные дни».

Красная шапка

Например, сегодня у вас белый день. Одевать что-то белое и ищем в парке, вокруг нас что-то белое. И даже на ужин дома должно быть что-то белое, например. сыр. А завтрашний день может быть назван красным или зеленым. Так даже скучные дни могут стать цветными.

Нужно только очень сильно этого захотеть!

Какие же методы помогут облегчить усвоение этой одной из первых наук маленькому человечку?

Привлекайте внимание ко всему окружающему

Обучение в форме игры ускоряет не только усвоение цифр и слов, но и запоминание цветов. Для начала полезно озвучивать цвета вещей и отдельных их элементов, собирая ребенка на улицу.

Причем важно не ограничивать палитру семью цветами радуги: лучше комплектовать одежду из 2-3 разных оттенков цветов — бордовых, сиреневых, малиновых.

А на улице можно проговаривать цвета всех предметов в поле зрения: трава — зеленая, дерево — коричневое. Чем больше времени уделять такому общению, тем быстрее ребенок сам начнет рассказывать о цветах предметов, которые привлекут ее внимание.

Увлечение рисованием и поделками из пластилина

Рисование и создание фигурок из пластилина — очень эффективно для обучения ребенка цветам: произнося цвет, что наносится на бумагу, можно значительно ускорить результат.

Здесь важно при первых же попытках озвучить цвета, зафиксировать приобретенные знания цветовой гаммы: предложить ребенку нарисовать предметы заданного цвета, например, голубое небо с белыми облаками и желтым солнцем.

Пластилин — прекрасный способ научить ребенка запоминать, различать и выбирать цвета: при лепке стоит выбирать отдельные цвета для разных элементов фигурки, не стоит и смешивать все цвета в один, а наоборот — нужно выделять их.

Яркая окраска игрушек

Яркие красочные первые погремушки и игрушки со звуковыми вставками обеспечивают одновременное знакомство ребенка со звуками и цветами.

Чуть позже в доме появляются вариации учебных конструкторов, кубиков, шариков разного цвета, что формирует понимание сочетания цветов: в красную лунку нужно прикрепить кубик того же цвета.

Игрушки разного цвета

Постепенно, эту задачу полезно делать сложнее — если задачей ставить совмещение деталей из разных цветов: желтый треугольник и синий кубик нужно поместить в соответствующие лунки зеленой площадки — так у ребенка развивается моторика, логика, запоминаются различные фигуры и цвета.

Аналогия — ассоциации

Играя в шарики с ребенком, следует указать на то, что шарик у мамы в руках — синий, как у папы рубашка, а рядом лежит желтый шарик — как его любимая игрушка. Выйдя на прогулку, в ходе обсуждения с малышом, например, цветов машин, можно приводить аналогии с природой вокруг: зеленая машина, как листья на дереве.

Такие ассоциативные примеры значительно облегчат процесс запоминания и помогут развить проектирование полученных знаний на другие предметы.

Прививая ребенка первые важные знания, от взрослых требуется постоянное внимание, терпение, усилия, позитивное настроение и умение заинтересовать в учебном процессе: элементы игры нужно использовать во всех возможных ежедневных делах и превращать каждое занятие в познавательное развлечение!

Цвета радуги для детей

Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.

Цвета радуги по порядку

Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Есть и другие варианты : «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

(Как Однажды Жан Звонарь Головою Снес Фонарь)» и «Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.»

В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.

Стишок про цвета

Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.

Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.

Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.

Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».

Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.

Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!

Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.

Методики изучения цвета

Конечно, методики изучения цвета бывают самые разнообразные, и некоторые из них просто абсурдны, другие – неэффективны. Чтобы вы не переживали, мы подобрали для вас только самые лучшие, которые помогут вам быстро обучить ребенка основным цветам.

Конечно, вам потребуется определенный инвентарь. Мы не будем основываться на современных технологиях, и рассказывать, что все можно показывать на мониторе компьютера, мы любим старые, «дедовские», проверенные методы.

Поэтому, вам потребуется:

  • Воздушные шарики разных цветов
  • Фломастеры и маркеры
  • Цветной картон
  • Краски
  • Бумага
  • Карандаши
  • Мозаики, кубики, пирамидки

Все это вам может быть пригодится, как подручное средство для обучения ребенка. Теперь давайте рассмотрим несколько наиболее популярных и простых техник изучения цвета.

Игра «Полотенце»

Для этой игры вам потребуется цветной картон и немного фантазии. Вам необходимо сделать красивые полотенца, но, в середине они должны быть белого цвета, а края иметь какой-либо другой цвет. Естественно, одно полотенце имеет края только одного цвета.

Теперь, вырежьте из картона кусочки, которые можно будет положить на серединку вашего полотенца, там, где сейчас белая пустота. Предложите малышу подобрать к каждому полотенцу свой цвет, чтобы он соответствовал краям.

Второй вариант этой же игры – не делать другие кусочки из картона, а предложить ребенку закрасить красками центр. Но, минус тут в том, что тогда полотенца ваши становятся одноразовыми.

Мозаика

Мозаика очень развивает каждого ребенка, и поэтому, ее необходимо часто собирать. Есть в ней еще один плюс – она разноцветная, и имеет яркие, большие детали. Предложите собрать ее ребенку, и помогите ему в этом. Но, просите подать детали, называя их, к примеру: «Дай, пожалуйста, красную деталь».

Не стоит подсказывать ребенку, как она выглядит, он сам должен подумать, а если и обратится за помощью, то не выполняйте операцию вместо него. Просто возьмите такого же цвета любой предмет, и покажите, как выглядит красный цвет.

Еще раз повторю, что не стоит забывать о том, что изучаем цвета мы вместе с ребенком, и поэтому, во всем помогаем.

Воздушные шарики

Ребенку всегда нравятся воздушные шарики, вот манят они чем-то детей. Вы можете это использовать в корыстных целях, для обучения. Особенно, они могут помочь на первоначальном этапе, когда вы только учите с ребенком первые цвета.

К примеру, вы учите желтый цвет. Купите 5-10 шариков желтого цвета, надуйте их, и развесьте по комнате. Попросите ребенка принести желтый шарик, он ведь не ошибется, они все желтые. Так должно пройти несколько дней, а потом, вы можете добавить какой-либо другой цвет, к примеру, красный. Теперь, у вас желтые шарики, и всего один – красный.

Попросите ребенка принести именно красный шар, и, скорее всего, он это сделает без труда. Постепенно добавляйте цвета, и поймете, что это весело, интересно, а главное – полезно для развития.

Игра «Домики для животных»

Чтобы создать эту игру, вам придется хорошо потрудиться. Вырежьте каких-нибудь животных. Вы можете их нарисовать самостоятельно, вместе с ребенком, можете распечатать на принтере, неважно. Также отдельно нарисуйте простым карандашом небольшие домики, их тоже можно сделать на компьютере, и распечатать. Теперь поставьте перед ребенком задачу, каждому зверьку дать свой домик.

Он должен быть чем-то похож на зверька, к примеру, лисичке домик можно раскрасить оранжевым, зайцу – серым, и так далее. Кроме этого, сделайте еще несколько деталей: забор, двери, коврик, и так далее. Пусть ребенок разрисует их в цвет каждого домика, и сопоставит. Эта игра будет очень интересна для малыша, и, в то же время, он будет развиваться, и изучать цвета.

Несколько советов по изучению цвета

Когда вы будете учить с ребенком цвета, это обязательно должно быть интересно, в первую очередь, малышу. Поэтому, потрудитесь обеспечить всем необходимым, создать нужный материал, игры, и так далее. Также старайтесь больше рисовать, ведь именно в рисунках познаются все цвета.

Не нужно говорить ребенку, что он сделал что-то неправильно, лучше показать, почему не подходит тот или иной цвет. Вы ведь не должны изучать с ним дизайнерскую графику, ваша задача – дать элементарные знания простых цветов.

Оттенки цветов

Если с обычными цветами все понятно, то, как выучить оттенки цветов, это ведь гораздо сложнее? Да, так и есть, вам придется больше уделить времени на обучение малыша, но, оттенки также важны, как и основные цвета ведь малыш должен понимать, в чем разница между голубым и синим цветом, между зеленым и салатовым. Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций, как выучить оттенки цветов.

В первую очередь, приобретите весь необходимый инвентарь для занятий, к примеру, более широкий спектр фломастеров и карандашей, краски, и так далее.

Применяйте те же игры, которые подходят для изучения обычных цветов, только теперь с более расширенными возможностями. Тут же важно показать и сходство цветов и их оттенков. К примеру, это можно сделать в игре «Домики для зверей». Пусть малыш раскрасит домик одним цветом, а забор или двери – его оттенком, более светлым, или же темным.

Самая главная задача – объяснить вашему ученику, как появляются оттенки. Конечно, для этого вам необходимо самому подготовиться, и узнать о сочетании цветов. Также, вам потребуется краска, а дальше – превратите все это в красивый фокус, показывая ребенку, как, смешивая одну краску с другой, получить третий, совершенно не похожий на предыдущие, цвет.

Оттенков существует очень много, поэтому, не обязательно все их объяснять и рассказывать, достаточно ограничиться самыми распространенными, которые могут пригодиться ребенку в первом классе. Некоторые родители так увлекаются, что рассказывают дизайнерские оттенки цветов, которых больше миллиона.

Методика обучения ребёнка понятию цвета

В качестве примера других развивающих игр для детей мы предлагаем одну из простых методик обучения ребёнка понятию цвета.

Изучаем цвета

Вырежьте из бумаги 25 карт, раскрасьте их так же, как это показано на рисунках на нашей странице, и расположите их одна под другой и в порядке возрастания номеров — с первой и по двадцать пятую.

Обучение желательно начинать с красного цвета. Кружочки, окрашенные в этот цвет, располагаются в разных местах на первых 5 картах.

Возьмите карты первой пятёрки. Попросите Вашего ребёнка указать на красный кружочек и он выполнит Ваше задание уверенно и без ошибки на всех пяти картах, поскольку другого цвета там не существует.

Возьмите следующие 5 карт, на которых рядом с красным кружочком находится зеленый, увеличивающийся в размере от карты к карте. Попросите ребёнка указать снова на красный кружочек на каждой из карт последовательно. На этом этапе ребёнок учится выделять из двух предлагаемых цветов один — красный.

На следующем этапе необходимо закрепить уже усвоенное . Для этого мы возмём следующую пятёрку карт, на которых также представлены пары кружков красного и зелёного цветов с местоположением, изменившимся по сравнению с картами предыдущей пятёрки. Попросите ребёнка указать на кружочки красного цвета.

Далее, на следующих пяти картах предложите ребёнку выделить снова красный кружочек из трёх (красного, зелёного и жёлтого).

Возмите последнюю пятёрку карт. Ребёнок должен снова указать на красный кружочек из трёх разного цвета в условиях изменённого их местоположения.

Для лучшего усвоения задания рекомендуется повторить обучение несколько раз в течении недели до полного его закрепления. Возможен также вариант обучения »от противного», когда ребёнку предлагается указать на все не красные кружочки.
Очень важно постоянно хвалить и подбадривать ребёнка во время выполнения им этого задания.

Подобную последовательность карт можно составить для всех основных цветов-зелёного, жёлтого и синего. Темп обучения индивидуален в каждом конкретном случае.

Теперь вы знаете, как выучить цвета и оттенки вашему ребенку. Самое главное, вы тоже обязательно должны заниматься с малышом, изучаем цвета вместе с ним, уделяем ему время, и тогда вы и ребенок будете счастливы!

Ссылка на основную публикацию