Из опыта работы по сказкотерапии с дошкольниками


Более 26 лет, я работаю учителем-дефектологом с детьми дошкольного возраста.

Мои воспитанники — дети с особыми потребностями. Вследствие своих болезней они медленно усваивают программный материал, порой с большими трудностями.

Мой опыт работы с особыми дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают учебный материал, если он подается в виде сказки. Поэтому уже более 7 лет я на своих занятиях использую сказкотерапию.

ПедагогСказкотерапия — это коррекция средой, особой сказочной атмосферой. На занятиях я использую разнообразные приемы — рассказ, объяснение, показ, составление сказок детьми и тому подобное. Роль сказки является важной еще и потому, что она предоставляет возможность легкого и естественного усвоения детьми программного материала. Сказка помогает детям понять эмоциональные отношения между людьми и воспитывает в них положительные черты характера.

Я проработала большое количество материала с использование сказкотерапии во время занятий с детьми. Во время работы я провела эксперимент, в котором выясняла влияние сказкотерапии на усвоение детьми программного материала и на воспитание у дошкольников положительных черт характера.

В создании экспериментальной методики были учтены принципы развития речи и формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических понятий как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Эксперимент предусматривал принцип обеспечения максимальной речевой активности детей и усвоения программного материала с ОНР.

Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивалась, прежде всего, русскими народными сказками, использованием сказочного лексического материала (сказочные зачины, завершения, образные выражения, повторы), иллюстративным материалом.

Реализация принципа национальной направленности развития речи происходила за счет пополнения словарного запаса дошкольников сугубо русской народной лексикой (кувшин, мука, рожь, тарелка), образными выражениями.

Соблюдение принципа выразительности речи заключалось в обучении детей лексическим особенностям русских народных сказок (эпитеты, метафоры, сравнения и др.) и употреблении их в речи. Принцип ускорения темпов усвоения программного материала по развитию речи заключался в выполнении детьми интересных задач на основе сказок.

В разработке экспериментальных заданий я учитывала также принцип ознакомления детей со сказками, приобщение их к активной познавательной деятельности по содержанию сказочного произведения.

Реализации принципа приобщения детей к активной познавательной деятельности способствовали инсценировки сказок, игры-драматизации. Разрабатывая экспериментальные задания, я использовала беседы по иллюстрациям к сказкам, показ разных видов театра.

Подбирая сказки к экспериментальной методике, я учитывала принцип поэтапной работы с художественными произведениями. Сначала предлагались сказки с несложным сюжетом, ограниченным количеством действующих лиц, сравнительно небольшим объемом («Курочка Ряба»). Далее предполагалась работа со сказками усложненной композиции.

Я разработала серию занятий с использованием моих авторских сказок, в которых предполагалось усвоение детьми программного материала на основе сказки.

Перед использованием сказкотерапии на занятиях с детьми проводилась подготовка педагогом-дефектологом, во время которой были проработаны методические пособия по этому вопросу и обобщена методика работы со сказкой. При этом я придерживалась научных положений ученых: А. Богуш, Н. Кирста, И. Непомнящей, Н. Савельевой.

Для лучшего усвоения приобретенных детьми знаний я разработала игровые ситуации по содержанию сказок. Во время эксперимента все дети с большим желанием посещали занятия. Результаты свидетельствуют о том, что 92 % дошкольников усвоили программный материал по развитию речи (в начале проведения эксперимента материал усвоили лишь 69 % детей).

Ссылка на основную публикацию