Сказкотерапия для дошкольников


Сказкотерапия в последнее время стала особенно популярной. Это лучший помощник психотерапии и психоанализа детского эмоционального мира.  Сказки помогают стабилизировать психическое состояние ребёнка, избавить его от беспричинных страхов и возникающих подчас страшных фобий, сказки учат контролировать эмоции детей, предотвращают агрессию.

Волшебные сказки нравятся и детям и взрослым, практически всем без исключения. В каждом взрослом человеке всегда остаются детские впечатления и какая-то часть их сущности не взрослеет. Чувства, мысли и поведение взрослых напрямую зависит от того какие знания получил он в дошкольном возрасте.

Основные институты нравственного и эстетического поведения, а так же принятых норм общественной жизни и поведения в обществе заложены в народном фольклоре. Для каждого народа и общества существуют свои нормы и сказки разных народов мира отличаются друг от друга.

Сказкотерапия является наиболее доступным средством воздействия на подсознание ребёнка, ведь он их слушает с интересом, а значит и воспринимает лучше, чем просто беседы на какие-либо темы. Этот метод воспитания детей существует уже очень давно и проверен тысячелетиями.

Для каждого возраста существуют различные сказки, от самых простых сценариев в младшем возрасте, до более сложных и расширенных в более старшем возрасте. Всё начинается со сказок для младенцев и заканчивается уже правилами, законами, кодексами.

Еще в библейские времена для детского образования успешно использовались рассказы, притчи, легенды и мифы.

Психологические проблемы дошкольников, девиантное поведение, внутренние страхи, невралгические проявления — тики, агрессивность, энурез, и др., могут быть частично или полностью решены при помощи сказкотерапии.

Для каждой психологической проблемы, испытываемой дошкольником можно подобрать свои сказки, решающие эту проблему.

  1. У детей дошкольного возраста могут проявляться различные типы страхов: посещение педиатра, боязнь темноты, шума, который ребенок слышит, но не видит, боязнь различных насекомых, животных.
  2. Сказки могут подбираться для слишком активных или наоборот пассивных, для тревожных, мнительных дошкольников.
  3. Сказки для детей, чья жизнь коренным образом меняется в связи с переездами, посещением нового детского сада, изменениями в связи с семейными проблемами.
  4. Сказки для так называемых хулиганов, «пакостных» детей и баламутов.
  5. Сказки для детей у которых произошло какое-то горе или потеря любимого животного, или члена семьи.

Тематик сказок существует бесчисленное множество и можно для каждой психологической ситуации подобрать свою сказкотерапию.

Сказкотерапия заключается в том, что при любой проблеме в сказках приводятся определённые метафоры, ситуации сценарии поведения персонажей сознательно и подсознательно влияющие на чувства, эмоции, восприятия дошкольника.

Ребёнку всегда будет на что опереться для того, чтобы научиться выходить из той или иной ситуации и тогда у него появится чувство уверенности со временем переходящее в норму поведения.

На самом деле сказкотерапия оказывает благотворное влияние на более глубокие и тонкие материи головного мозга, происходит психокоррекция и психотерапия одновременно.

При сказкотерапии дошкольников больше подходят сказки про отношения людей и животных, а в более старшем возрасте уже сказки с бытовыми сценариями, басни, истории.

От страхов существуют страшные сказки с пределами для каждого возраста. Такие сказки обычно практически всегда имеют хороший и весёлый конец и страх рассеивается. Дети часто рассказывают друг другу страшилки, тем самым они не подозревая об этом, занимаются самотерапией.

В старшем дошкольном возрасте, как правило, часто используются сказки с дидактическим уклоном, ведь дошкольники готовятся к важному переходному этапу жизни, окончанию детского сада и поступлению в первый класс школы, где знания и навыки им пригодятся.

Правильная сказкотерапия должна эффективно влиять на проблемы ребёнка и реально оказывать психотерапевтическую помощь, для этого:

  1. В сказках должны содержаться моменты, отражающие существующие проблемы у дошкольника.
  2. В сказках должны отражаться пути и способы решения стоящих перед ребёнком проблем, чтобы он мог выбрать варианты избегания негативных воздействий и последствий возникающих проблемных обстоятельств.

Сюжеты сказки должны разворачиваться в последовательном порядке:

  • Вступление, знакомство с персонажами (для младшего возраста – это животные и игрушки, для более старшего возраста, такого как дошкольный – это уже очеловеченные персонажи, феи, эльфы, короли, принцессы);
  • Разворачивание сцены освещающей проблему, схожую с проблемой дошкольника;
  • Причинная связь проблемы и персонажа, его действия;
  • Методы борьбы, решения, выхода из проблемы;
  • Счастливый конец – все довольны и счастливы – проблема решена и забыта;
  •  «Мораль той сказки такова — …» Извлечение урока из-за чего могла возникнуть такая проблема и хорошо, что всё обернулось к лучшему.

Сказкотерапия дошкольников проводится с согласования с детским психологом, для того чтобы эффект от этой терапии был положительным. С детьми, без каких либо психоневрологических и психических симптомов, могут заниматься и воспитатели и родители, но лучше все-таки с психологом советоваться, по крайней мере программа детского сада должна быть согласована со специалистом.

Для организации и проведения самостоятельных занятий по сказкотерапии вполне приемлемо будет сочинить сказку с персонализацией тех проблем которые существуют у конкретного ребёнка, изучив его эмоциональную сферу и манеры.

При проведении такого рода занятий, в дошкольных возрастных группах, воспитатель или родители должны и даже обязаны выражать реальные чувства и эмоции, дети должны видеть того, кто читает сказку полностью, все движения губ глаз, мимику, выражение черт лица, и никогда не надо останавливать чтение на продолжительные паузы.

Если ребёнок просит неожиданно закончить сказку, дрожит голос, потеет, краснеет, появляются дёргания, тик и вы замечаете необычное поведение ребёнка – это может означать патологию и проявление невралгического состояния. Здесь уже требуется консультация психотерапевта.

Ссылка на основную публикацию