Природа как средство развития будущих первоклассников


Начало школьной жизни — ответственный момент для каждого ребенка. Поэтому период обучения в первом классе обозначен существенными изменениями в ее жизни.

У детей шестилетнего возраста идет развитие всех систем организма, прежде всего центральной нервной, кардио-респираторной, костно-мышечной, а также слухового, зрительного, двигательно-координационного анализаторов.

Проявлением незавершенного развития центральной нервной системы является высокое функциональное истощение нервных клеток коры головного мозга, что обусловливает низкую устойчивость внимания. А это быстро развивает двигательное беспокойство, отвлечения детей во время учебной деятельности.

Кроме того возраст шести лет является критическим возрастным периодом, когда возникают существенные изменения в поведении детей. Значительная нагрузка во время обучения приходится на опорно-двигательный аппарат ребенка.

Мелкие мышцы спины, которые удерживают позвоночник в правильном положении, еще слаборазвитые. Поэтому длительная статическая нагрузка во время занятий может привести к нарушениям осанки.

Относительно слабо у шестилетних детей развиты и мелкие мышцы кистей рук, что затрудняет координацию движений при письме.

Природа и экологическая деятельность детей является важным средством всестороннего гармоничного развития ребенка. Своим разнообразием, обаянием привлекает внимание детей, обогащает их, становится источником радостных открытий и переживаний.

Она открывается перед ребенком как живая лаборатория, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, как соответствующая школа, в которой успешно можно овладеть элементарными правилами поведения, умениями и навыками разумного использования природы, приумножения и охраны ее богатства.

Экологическая деятельность детей

В большинстве детских садов одной из задач является экологическая деятельность детей и воспитание у дошкольников интереса и любви к природе, бережного и заботливого отношения к растениям и животным.

Важная предпосылка этого – усвоение детьми норм и правил поведения в отношении объектов окружающей среды, выработка у них умений, необходимых для включения в природоохранную деятельность.

При ознакомлении малышей с живыми природными объектами развивается наблюдательность, познавательный интерес, реалистическое понимание явлений природы. Посильный труд в природе не только трудовые навыки, трудолюбие, ответственность за порученное дело, но и обеспечивают положительное эмоциональное состояние детей, учит жалеть, беречь, помогать всему живому, приумножать природные богатства родного края, уважать труд взрослых.

С этой целью в создаются уголки природы, основным направлением которых является проведение систематических наблюдений за ростом и развитием животных, растений и организация исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с учебно-воспитательным планированием.

Традиционно занятия в ДОУ – это форма организации учебно – воспитательного процесса.

Экологические занятия в ДОУ осуществляются в определенном месте (в помещениях ДОУ) с определенной возрастной группой детей (младшие, средние, старшие группы). Причем, традиционно занятия в ДОУ ограничено по продолжительности в определенном режимом времени.

Интересное и современное занятие в детском саду и экологическая деятельность детей в целом может осуществляться вне помещений ДОУ – на улице, в парке, в музее, на предприятии…

Интересное занятие в детском саду охватывает фронтальные формы деятельности, а вместо этого используют групповую деятельность и индивидуальную деятельность.

Современное занятие в ДОУ не должно ограничиваться временными рамками, а продолжаться согласно заинтересованности участников – детей и взрослых.

Экологическая деятельность детей и наглядность

Разнообразная наглядность всегда привлекает внимание детей, особенно, если она еще и дополнена интересными заданиями, которые побуждают ребенка к размышлению, поиску определенных аргументов.

Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулирует развитие памяти, логического мышления, самостоятельности и тому подобное.

Вместе с детьми можно сделать волшебный календарь погоды, куда вносить изменения, происходящие в природе по сезонам.

Яркие схемы, плакаты, отражающих зависимости различных объектов природы между собой, экологические цепи также будут уместны в работе с детьми.

Интересной является карта сокровищ, изготовленная совместно с детьми, на ней можно изобразить природные объекты ближайшего окружения ребенка, связи между ними.

Итак, как видим из всего выше сказанного, природа для ребенка является неисчерпаемым кладезем знаний и эмоций, а для взрослых — универсальной копилкой методов и форм работы во всестороннем воспитании детей.

Неоспоримо природа является замечательным средством и для развития логических соображений у дошкольников.
Развивая логическое мышление у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружением, мы, взрослые, способны научить ребенка быть ответственным, решительным, самостоятельно принимать решения, а ошибаясь, критически относиться к любым мыслей и ситуаций, понимать, что все имеет причину и следствие.

Именно эти знания и умения, которые получает ребенок, и дадут ей возможность в будущем жизни утвердиться как самодостаточная личность с богатым внутренним миром.

Ссылка на основную публикацию