Формирование экологических знаний у дошкольников


Прежде чем мы раскроем  тему «экологические знания у дошкольников», следует раскрыть проблему экологического образования, которое является одним из первостепенных задач современности и будущего. Последние несколько лет все чаще мы слышим такие словосочетание, как «экологический кризис», «экологическая катастрофа».

Люди так расточительное используют природу, что уже практически не осталось экологически чистых уголков на нашей планете. Народы и государства планеты Земля уже четко осознают: стихийно и без контроля использовать ее природные ресурсы нельзя.

Природа своим разнообразием привлекает внимание детей разного возраста, обогащает их, становится источником радостных открытий и переживаний.

Воспитание ребенка в детском саду должно быть так организовано, чтобы всячески усилить познавательные экологические возможности ребенка дошкольного возраста.

Исходя из этого, перед воспитателями и родителями выдвигаются следующие задачи:

  • обогащение чувственного опыта детей данного возраста в познавательном процессе природы;
  • находить возможности для прямых или опосредованных контактов детей дошк.возраста с природой;
  • развивать познавательные интересы;
  • формировать элементы научных знаний об основных экологических факторах (свет, влага, температура).

Основные задачи:

  • очаровать миром природы;
  • раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
  • расширять круг представлений о природоохранной работе;
  • воспитать любознательных натуралистов;
  • воспитать бережливых хозяев земли;
  • организовать посильную трудовую деятельность детей в природе.

Условия экологического воспитания детей дошкольного возраста

Объективные:

уровень педагогического мастерства, возможности, а также квалификация воспитателей, общая и социальная подготовка по вопросам эко-воспитания, эко-направленность пед.процесса ДОУ.

Субъективные:

готовность детей дошкольного возраста к восприятию, пониманию и усвоению представлений о природе; готовность детей к практической реализации знаний в доступных видах деятельности.

То есть, ребенок, получив знания, эмоционально – ценностно относится к природе. У него возникают мотивы практической деятельности в природе.

Таким образом знания детей трансформируются в чувство гуманного заботливого отношения к природе. Содержание этих чувств составляют знания, представления, теоретические предположения.

Задача воспитателя:

  • активизировать, стимулировать развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и действенно-волевой сфер личности ребенка;
  • учитывать его возрастные и индивидуальные особенности;
  • подобрать наиболее эффективные формы познания природы.

Эффективность экологического воспитания зависит от:

активной опытно – поисковой работы ребенка в природе; уровня развития детей; уровня развития словесно – понятийного мышления, умения обобщать, сравнивать; содержания конкретного задания.

Методические советы воспитателям

Учитывая познавательные особенности детей дошкольного возраста, воспитателям следует обеспечить:

  • наглядную агитацию сообщаемых знаний;
  • организовать активную исследовательско – поисковую деятельность;
  • поэтапное усложнение заданий;
  • вариативность сообщение второстепенных признаков и характеристик на основе демонстрации существенного признака или явления.

Основные методы:

  • эксперимент;
  • наблюдения;
  • непосредственный контакт с природой;
  • труд в природе;
  • исследовательско — поисковая работа;
  • поэтапная фиксация результатов;
  • дидактические игры;
  • демонстрация картин, иллюстраций, фотографий;
  • беседы;
  • словесно — логические задачи;
  • проблемные задания, вопросы, ситуации.

Педагогические приемы:

  • показ;
  • объяснения;
  • сравнения;
  • сопоставления;
  • создание проблемных и поисковых ситуаций;
  • активизация знаний и опыта детей о природе.

Организационные формы:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • целевые наблюдения.

Формы работы вне занятий:

экологические выставки каждого времени года; конкурсы:

  • словесные (ответы детей на предлагаемые вопросы, описания рисунков, натуральных объектов или явлений, загадывание загадок, решение проблемных задач);
  • графические (дети рисуют любое время года, ласточки, почтовые марки природоохранного содержания);
  • пантомимы (предусматривают подражания характерного поведения животных, творческие представления о том или ином растении);
  • политехнические (устраивают для вступления умение составлять букеты, композиции, собирать целебное зелье, чистить кормушки и другие поручения).

Процесс воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе (как составляющей экологической культуры личности) сложен и связан с формированием ряда структурных компонентов личности:

  1. потребностей, которые обусловлены функциями природной среды;
  2. эмоциональной готовности к осознанию ценности природы;
  3. мотивов взаимодействия с природой на основе осознания ценностей природы;
  4. личного опыта, знания и эмоционально-ценностного отношения к природе.

Построение системы работы по ознакомлению дошкольников с природой на основе экологического принципа предполагает комплексную реализацию всех задач и возможностей экологического воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста.

Успех этой работы в значительной степени зависит от удачно подобранных и эффективно использованных форм и методов работы с детьми данного возраста.

Разнообразие форм организации экологического воспитания дошкольников позволяет воспитателю эффективно сочетать различные методы и приемы работы с детьми, учитывая их знания и возможности. При этом должны учитываться возрастные возможности детей, те учебно-воспитательные задачи, которые должны быть решены конкретные условия дошкольного учреждения.

В экологическом воспитании детей данного возраста большую роль играют такие основные методы ознакомления с природой, как наблюдение, рассказы и беседы, труд в природе и дидактические игры.

Строя работу на основе общедидактических принципов обучения дошкольников в процессе экологического воспитания педагог использует традиционные методы в сочетании с теми новыми методами экологического образования детей, которые получили распространение в практике дошкольного воспитания.

Среди них стоит отметить такие методы, как экологический тренинг, речевые логические задачи экологического содержания, составление экологических карт экологические игры (моделирование экосистем, игры-соревнования, игры-путешествия и т. п.)

Правила поведения на природе

Игра «Можно, нельзя»

Инструкция: детям дают сигнальные карточки. Красный — «нельзя», зеленый — «можно». За каждое задание тренер дает фант. Кто получает их больше, тот выигрывает.

— Вы находитесь в окружении всего живого, припомните-ка, как нужно вести себя и что можно, а чего нельзя делать на природе. Я буду называть действия, а вы поднимаете карточку с «можно», «нельзя».

Можно: сажать цветочки, охранять первоцветы и редкие растения, обгораживать муравейник; понаблюдать за животными; прикармливать птиц; очищать от мусора места отдыха в лесу, на берегу реки.

Нельзя: ломать веточки у деревьев, кустов, отдирать кору с деревьев, обрывать цветы; убивать животных, ловить стрекоз, бабочек, птиц.

Обсуждение:

— Какие правила я не назвала? Кто дополнит меня?

Правила поведения

— Громкая музыка пугает птиц, на природе ее не стоит включать.

— Для костра следует собирать сухие ветки.

— Мусор нельзя оставлять после себя.

— Костер следует забросать землей или залить водой.

— Брать животных из леса к дому нельзя.

— Брать яйца птиц нельзя.

— Не следует трогать муравейники.

— Нельзя бить змей, лягушек

— Нельзя сбивать (топтать) ядовитые грибы (некоторые животные ими лечатся).

— Не срывать цветы, потому что среди них могут попасться редкие.

«Мозговой штурм»

А вы ответите мне на несколько экологических вопросов?

  1. Что может загрязнить окружающую природную среду? (дождь, дерево, дым, солнце, рыба, человек, фабрика.)
  2. Который способ передвижения не загрязняет среду ? (автомобилем, автобусом, велосипедом, пешком.)
  3. Загрязненный воздух может привести к (заболевания легких, укрепления здоровья.)
  4. Чего не должно быть в воде ?(водные растения, жестянки, бумага.)
  5. Сколько планет в Солнечной системе? ( девять.)
  6. Что такое Солнце? ( звезда)
  7.  Наименьшая птица фауны? ( королек )
  8. Какая самая большая птица в фауне ? (дрофа)
  9. От чего зависит продолжительность дня ? ( от времени года )
  10. Растение цветет лишь один день ? ( кактус )
  11. Что такое Месяц ? ( спутник Земли )

Ссылка на основную публикацию