Экологическое воспитание в ДОУ


Сегодня мы поговорим о том, что среди актуальных задач, которые решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень важному процессу — экологическое воспитание дошкольников. Природа своим изумительным разнообразием, красочностью и динамичностью процессов привлекает внимание детей с раннего детства, обогащает их мышление. является источником радостных переживаний.

Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру. Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления, полученные от родной природы, глубоко западают в душу малышам, а в будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне.

Во все времена, в разные времена года в природе есть немало явлений, объектов, процессов, которые надолго пленят старших дошкольников, поддерживают их интерес, стимулируют любознательность, убеждают в возможности самостоятельных «открытий» чудес в мире растений, животных, неживой природы.

Экологическое воспитание дошкольников и задача ознакомления дошкольников с экологией

Основная задача воспитателя дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы не свести его только к природоохранному отношению.

Ведь экологическое воспитание дошкольников является по сути глобальной проблемой, требующей практического решения путем подбора адаптированных задач, принципов, средств, форм и методов в четком соответствии с возрастными особенностями детей-дошкольников, возможностями и спецификой работы детских дошкольных учреждений. Одним из важных условий успеха экологического воспитания дошкольников является умение педагога подобрать наиболее эффективные формы познания природы и методы усвоения детьми информации о ней.

Исходя из содержания, цели и задач экологического воспитания наряду с традиционными наблюдениями воспитатель должен организовать и провести исследовательскую или поисково-исследовательскую деятельность детей, которая ближе всего подводит ребенка к проблемы, а вознаграждением за активность и любознательность малышей является их самостоятельные «открытия» в мире природы.

Девочка с лейкойВедь во время опыта ребенок сам выполняет познавательное задание, направленное на достижение поставленной цели. При этом он решает познавательные задачи с помощью имеющихся у него знаний, умений и навыков, выполняя различные преобразовательные действия, находит в результате правильные пути решения его, а также подобных задач с вариативностью содержания и признаков.

Объект познания при этом предстает перед ребенком в различных связях, соотношениях с родственными объектами, вещами, явлениями. Ребенок на правах открывателя познает динамику и статичность природных явлений, а вариативность признаков, их сравнение и сопоставление убеждают его в богатстве и неповторимости мира природы.

В результате исследовательской деятельности у детей формируются элементарные навыки поисковой работы, усиливаются интерес к явлениям живой и неживой природы, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность. А потому в значительной степени зависит от умения воспитателя своевременно направить внимание детей на определение внутренних свойств объектов и их зависимости от внешних условий.

Проблемные задачи в экологическом воспитании

Воспитатель может начать опыт с поставленной проблемной задачи, например так: что будет с растениями, если засохнет вся вода? Что случится с растениями, если наступит вечная ночь?… После таких вопросов-предположений детей надо привлечь непосредственно к опыту. Возможен другой вариант: дети выполняют опыт, а как вывод из него – ставится вопрос.

Однако в резерве воспитателя есть еще демонстрационный опыт, который часто используется на практических занятиях. Но отождествлять его с учебным не стоит. Обязательным требованием перед демонстрацией такого опыта есть четкое объяснение детям его цели и содержания задания, а по его окончании выводы и аргументы дети делают самостоятельно.

Воспитатель лишь корректирует полученные только что знания, побуждает детей самостоятельного тематического подбора аналогичных опытов. Во всех случаях воспитателю следует помнить, что главным условием эффективности научно-исследовательской работы детей является их активная деятельная позиция.

Действия с объектами природы являются обязательным компонентом познания. При этом действия детей должны быть четко адекватные тем знаниям, умениям и навыкам, которые усваиваются. А материальная среда для проведения опыта должна допускать его вариативность и проблемность, стимулировать детей к дальнейшему познанию.

Характер действий старших дошкольников определяется:

а) уровнем развития, возможностью создания микрогрупп с дифференцированными заданиями, адаптированным содержанием, средствами для них;

б) уровнем развития речи, умением аргументировать собственные предположения, рассуждения;

в) уровнем развития словесно-понятийного мышления, умением обобщать путем сравнения, выделения общего в ряду признаков, объектов, а также абстрагирование;

г) содержанием конкретного задания, которое, в зависимости от ситуации, надо выполнять поэтапно или в полном объеме.

Экологическое воспитание дошкольников через исследовательскую деятельность

Значение научно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей заключается именно в том, что дошкольники одновременно с усвоением знаний, совершенствованием умений и навыков овладевают способами создания необходимых условий для существования объектов живой природы или возникновения желаемых явлений.

В процессе осознанного, действенного отношения детей к природе руководящая и направляющая роль принадлежит педагогу, который выступает для детей не только как носитель знаний, но и как образец для подражания способов, действий, приемов, функций.

Во время экспериментирования для старших дошкольников следует учитывать одно из важнейших условий его эффективности: новые знания как результат «открытий» каждого ребенка должны формироваться на знаниях, ранее усвоенных им. Только при этом условии удовлетворяется естественная любознательность ребенка, его интерес к окружающему, а развивающая функция обучения и воспитания вырисовывается через сущность принципа преемственности. А это способствует развитию у детей умения применять ранее приобретенные знания о явлениях и объектах природы в другой конкретно-значимой деятельности.

Эти умения синтезируют в себе знания не только как доступную для усвоения информацию, но и как оценку окружающего.

Воспитатель и детиТаким образом, активное усвоение детьми дошкольного возраста знаний, определенных результатов общественно значимой и доступной ребенку деятельности выступает как основа в ее подготовке научного познания мира природы.

В связи с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста в методической системе работы воспитателя необходимо обеспечить:

— наглядную демонстрацию сообщаемых естественнонаучных знаний;

— активное поисково-преобразующую деятельность детей;

— поэтапное усложнение знаний;

— вариативность сообщения второстепенных признаков и характеристик на основе демонстрации существенной признаки объекта или явления.

В элементарной исследовательской деятельности дошкольники знакомятся с интересными свойствами воды, с интересом для себя узнают, что такое почва, закрепляют представление об условиях роста растений, приобретают знания об объектах и явлениях неживой природы, благодаря которым на Земле существует жизнь («Воздух”, «Ветер”, «Свет”).

Ссылка на основную публикацию