Экологическое воспитание детей

Экологическое воспитание дошкольников

Природа, создаёт гармоничный баланс различных сил на планете. Каждый организм живой и неживой природы, все события, происходящие вокруг, непосредственно связаны с действиями природы. Между человеком и природой создалась настолько тонкая грань, что её разрушение может быть губительной для обеих сторон.

Поэтому детям стоит с первых лет жизни привязывать доброжелательность, бережливость и любовь к природе.

В своё время, за последние пару столетий человек сделал достаточно ошибок, уничтожая и разрушая связи с природой, которая теперь берёт реванш и регулярно при каждой возможности устраивает всё новые и новые испытания для человечества.

Наши попытки восстановления связи с природой должны продолжить следующие поколения – наши дети.

Девочка и ежикЭкологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является приоритетным направлением в дошкольном образовании.

С младшего возраста дошкольники должны научиться распознавать и различать живую и неживую природу, природные явления. Очень полезно на практике показывать детям, как растёт трава, деревья, чем и как они питаются, связи между животным и растительным миром.

Детям полезно разъяснять, для чего служит вода, о её обитателях, как меняются времена года, а с ними и климат.

Дошкольникам надо подробно разъяснять, как человек влияет на природу и экологию, и что может сделать отдельно взятый человек хорошего для того, чтобы природа оставалась первозданно красивой.

В своём малолетнем возрасте дети с трудом и не всегда понимают, что значит беречь и уважать природу, а так как эта задача стоит перед взрослыми, нам надо приложить все усилия, чтобы суметь передать свои знания и навыки подрастающему поколению.

В первую очередь эта задача ложится на плечи воспитателей, педагогов и родителей.

В свете развития и внедрения в нашу жизнь технологических новинок, призванных улучшить качество нашей жизни, происходит образный эффект. Дети всё больше отчуждаются от реальной жизни и погружаются в свой внутренний виртуальный мир. Всё больше компьютерные и автоматизированные технологии заменяют реальность окружающего мира и даже родителей, ограждая детей от общения со сверстниками и от окружающего мира.

Никакая технология не может сравниться с ощущениями и восприятиями реальности. Ребёнок должен ощущать прикосновения, осязать живую природу, видеть собственными глазами, но вместо этого он видит электронные картинки на экране. Реалистичность это не живой динозавр на экране, а запах настоящих цветов, голос настоящих птиц, тепло и ласка домашнего питомца, ощущение и запах уличного ветра.

Для ребёнка основной наиважнейшей составляющей должно быть ощущение и соприкосновение с настоящей природой. Надо быть максимально близко с природой, чтобы научиться любить и понимать её.

В недалёком прошлом любимым занятием детворы было: побегать босиком по травке, поплюхаться в лужах под дождём, искупаться на водоёме, полазить по деревьям. Так развлекались родители в своём детстве. Сейчас у ребёнка объекты развлечения: планшет, компьютер, телевизор, сотовый телефон. Не пора ли начать обращать время вспять? Можно сбалансировать приятное времяпроведение своих детей, ограничив влияние электроники на подсознание ребёнка и увеличив по времени внимание детей на окружающий мир.

Детей следует научить позитивному отношению к природе и экологии. Связь ребёнка и природы во многом принесёт свои положительные результаты, в том числе и нормализует психоэмоциональное состояние ребёнка. Мы часто слышим из средств массовой информации о приближении глобальной экологической катастрофы, а кто же создал предпосылки для её приближении? Конечно же, взрослые, развивая губительные для природы технологии, не щадя природных ресурсов.

Взрослые, когда-то тоже были детьми, но их никто не научил и не показал им, как правильно нужно себя вести, чтобы не делать таких губительных для природы ошибок. Многие стремились оставить своим детям наследство, но не подумали о наследии, чем будут дышать и как существовать их дети. Наступила пора исправления ошибок, закладывая знания и навыки о любви к природе детям. Сейчас уже разработана и свободно в распространении обширное количество образовательной литературы по изучению вопросов природы и экологии для всех возрастных категорий.

Экологическое образование в России на сегодняшний день начинается с дошкольного возраста и проводится до конца всего образовательного процесса старших воспитанников и учащихся.

Задачей экологического воспитания является формирование экологической культуры у старших дошкольников, углубление их представления о природе и экологии.

Содержание экологического воспитания старших дошкольников

Курс воспитания должен включать в себя основные проблемы:

  • изменения климата;
  • загрязнение природы (воды, воздуха и т.д.);
  • истощение природных ресурсов;
  • причины возникновения болезней и эпидемий;
  •  роль человека во всех этих проявлениях и взаимосвязь;
  •  вероятные последствия от воздействия человека на природу в местных и глобальных масштабах;
  • пути и способы разрешения проблем, позволяющих остановить губительное влияние людей на природу и экологию;
  • что мы можем сделать, чтобы улучшить благосостояние собственного наследия.

Небезызвестный факт, что загрязняя природу, мы получаем от неё плоды в виде продуктов, которыми питаются не только животные, но и мы с вами.

Экология и ребенокВ наш организм через пищу, воду и воздух попадают и накапливаются яды, которые производит человек. Обильное производство и попадание в воздух парниковых газов губительны для озонового слоя, который в свою очередь сдерживает солнечную радиацию. Благодаря активной деятельности человека в области микробиологии и в химической промышленности растёт количество сложных, а порой смертельных заболеваний, перерастающих в эпидемии.

Экологическая обстановка в России гораздо хуже, чем во многих соседних странах благодаря тому, что вопросы экологии не интересуют производителей и промышленников. Что можно говорить о предприятиях, если у нас на улицах и в лесах люди сами устраивают различные свалки всего, что угодно.

Детей, в первые дни образования, надо учить не бросать мусор, куда попало, не ломать деревья и не жечь траву, не мучить животных. Объяснять, почему нельзя этого делать. Нужно учить детей труду так, чтобы не вредить природе. Некоторые тезисы, сюжеты и правила по данной теме можно включать в игровые программы и другие мероприятия. Среди общих текстов, сценок и мероприятий, отдельно вставленные выражения или моменты, отражающие экологию и отношения к природе, могут и не запоминаться, но отложатся в подсознании ребёнка.

Как можно организовать развивающую среду по экологическому воспитанию, можно посмотреть в этом ролике

В качестве наглядного изучения и закрепления изучаемых материалов в детском саду можно организовать:

  • совместное с детьми выращивание и ухаживание за комнатными растениями;
  • завести и заботиться в группе о питомце или создать живой уголок;
  • организовать посадку цветов, саженцев деревьев;
  •  организовать экскурсии в лес, зоопарк;
  •  использовать творчество (рисование, поделки из природных материалов);
  •  придумать игры и сценки по теме.

Экология в ДОУДля более широкого использования образовательного процесса, целесообразно привлечь к этой работе родителей. Дети с родителями, особенно в летний период, часто ездят на природу отдыхать, и как будут вести себя родители, такими же вырастут и дети.

В раннем возрасте ни в коем случае нельзя показывать элементы жестокости родителей и взрослых по отношению к растительному и животному миру.

Препарирование и расчленение животных на глазах у детской публики, как это делается в Бельгии, приведёт детей только к агрессии и жестокости.

Перед взрослыми стоит задача воспитания в детях человечности, привить им экологическую культуру, общегуманистическое отношение к природным ценностям, переходящим к нам из поколения в поколение.

Дошкольники должны научиться видеть красоту окружающего мира и природы, оценивать и поддерживать её, восхищаться природой. Доброта человеческой души должна присутствовать в каждом ребёнке. Дети должны научиться проявлять бережливость по отношению к природе и сохранять её первозданность. Получив эти знания и научившись правильному отношению к природе, впоследствии, когда дети вырастут, они уже не будут такими беспечными к вопросам экологии и к природе в целом.

Ссылка на основную публикацию