Как формировать у ребенка бережное отношение к природе?

Подходы к формированию ценностного отношения к природе

Иногда педагоги допускают ошибку, используя прагматичный подход во время формирования ценностного отношения детей к природе. Прагматичный подход или практицизм в отношении к природе выстраивается на основе знаний о пользе природы.

Воспитатели формируют у детей дошкольного возраста бережное отношение к природным объектам и явлениям, мотивируя его фразой: «Природу надо любить, потому что она нас кормит, дает материалы для жилища, одежды и тому подобное». Подчеркнем, что такой подход себя не оправдывает.

Ведь мышление детей является конкретным. Дети видят, что кормит их мама, одежду покупают в магазине, воду очищают специальным фильтром, поэтому им трудно постичь сложность взаимосвязей между человеком и природой.

Показательной в этом отношении может быть фраза, которая прозвучала в старшей группе из уст пятилетнего ребенка.

После занятия на тему «Домашние животные» девочка подошла к воспитательнице и с определенной грустью и удивлением сказала: «У меня дома есть кошка. Я за ней ухаживаю-ухаживаю, кормлю-кормлю, а она мне почему-то не дает ни мяса, ни молока …».

Полученные знания ребенок тут же перенесла в плоскость жизненной ситуации.

Вывод, к которому пришел ребенок по результатам обучения: домашнее животное полезно тем, что «дает» что-то необходимое человеку. А если ничего не дает? Стоит ли за ним тогда «ухаживать-ухаживать, кормить-кормить»?

Мы хотим, чтобы дети любили природу. Поэтому, учитывая наглядно-действенное восприятие действительности и конкретность мышления, следует, давая детям необходимые знания, сопровождать их наглядностью и направлять в действенное русло, то есть давать возможность использовать их в различных видах деятельности.

Что же способны увидеть дети в природе такое, что заставит их прижаться к ней душой и не позволит в будущем причинить зла? Прежде всего — красоту и хрупкость.

Поэтому перед педагогами стоит задача сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение замечать ее красоту, любоваться объектами и явлениями природы, чувствовать свою физическую и эмоциональную связь с ней.

Красота пробуждает нравственные, то есть собственно человеческие качества, а знания об уникальности, хрупкости природы, взаимосвязи и зависимости побуждают к действиям ради ее сохранения, восстановления, улучшения.

Формирование естественно-экологической компетентности дошкольников

Вступление в естественно-экологическую компетентность дошкольников происходит в различных видах деятельности и требует практического усвоения детьми системы доступных естественнонаучных знаний.

Давая детям общие знания о нашей планете, о природных условиях: почве, воде, климате и др., следует помнить: окружающая среда менее знакома современному ребенку, чем предметная. Он ориентируется в ней только с помощью взрослого.

Динамичность окружающей среды влечет, но его причинно-следственные связи с собственным бытием ребенок самостоятельно определить не может.

В раннем и дошкольном возрасте дети интенсивно приобретают знания и чувственный опыт, которые использует, чтобы различать естественный и искусственный миры и соответственно действовать в них.

Воспитатели должны осознавать, что дети воспринимают окружающую среду через призму видения взрослого. Самостоятельно малыши почти не обращают внимания на большинство объектов «неживой» природы и растительного мира.

Их внимание обычно привлекают лишь подвижные, интересные своим внешним видом и поведением животные, реже — растения. Поэтому надо помочь ребенку заметить тучи, почву, траву, деревья, научить различать и узнавать их во время практической деятельности, в игре, в сказке.

Наблюдая за природой, дети дошкольного возраста задают множество вопросов. Очень важно своевременно удовлетворять любопытство детей. Ведь дошкольный возраст является самым благоприятным для того, чтобы научить детей не только задавать вопросы, но и внимательно слушать ответы.

В процессе познания дети учатся озвучивать свои наблюдения и делать простейшие выводы. В этом возрасте интерес к явлению, за которым ребенок наблюдает, является кратковременным, поэтому поощрять наблюдения за природой лучше во время интересной игры, труда, обучения.

Показатели готовности ребенка к дальнейшему естественно-экологическому образованию в школе

Можно считать, что ребенок успешно завершил этап естественно-экологического дошкольного образования и подготовлен к обучению в школе, если он:

  • имеет устойчивый познавательный интерес к объектам и явлениям природы, проявляет положительное эмоциональное отношение к природе родного края;
  • имеет представление о природных условиях, влияющих на все живое, в частности, такие объекты, как солнце, воздух, почва, вода, их свойства, применять приобретенные знания и опыт в разных видах деятельности;
  • умеет ориентироваться в растительном и животном мирах ближайшей окружающей среды;
  • понимает взаимосвязь между объектами природы, устанавливает зависимости между природными явлениями, в частности сезонными — может рассказать не только о том, почему происходит смена времен года, откуда пошли названия месяцев, почему на землю падает дождь или снег, но и объяснить причину таких интересных явлений, как радуга, туман, метель, град;
  • осознает необходимость бережного отношения к природе, знает, что и таинственный Космос, и былинка в поле, и он сам являются частями единого целостного мира Природы;
  • владеет навыками выращивания растений и ухода за ними, умеет ухаживать за домашним животным, выполняет посильные трудовые поручения — поливает цветы, кормит домашних животных и тому подобное;
  • придерживается правил экологически безопасного поведения;
  • заботится о сохранении природы, своего здоровья и здоровья людей, что его окружают, в меру своих возможностей.

Итак, ценностное отношение ребенка к природе проявляется, прежде всего, в природо-целесообразном поведении, в частности: в эмоционально положительном отношении к растениям и животным; в готовности включаться в практическую деятельность; в соблюдении правил природопользования.

Ссылка на основную публикацию