Ребенок и его знания о природе

Возрастные возможности ребенка и ознакомление детей с природой

Ребенок четвертого года жизни имеет представления об объектах неживой природы, их свойствах и признаках. Он называет объекты неживой природы и их состояния, умеет определять состояние погоды (облачно, солнечно, идет дождь, снег).

Ребенок рассматриваемого нами возраста распознает и называет растения (деревья, травянистые растения, цветы, кусты).

Знает названия домашних и диких животных, их детенышей и условия их жизни.

Однако у дошкольника недостаточные знания о сезонных изменениях, которые происходят в жизни животных (исчезли насекомые – птицы улетают в теплые края).

Ознакомление детей c природой - младший дошкольный возраст

Наблюдение, восприятие объектов и явлений природы у ребенка четвертого года жизни эмоциональное, активное, они вызывают удивление, радость познания.

Малыш стремится погладить кошку, поиграть с собачкой (если взрослей задает вопрос – ребенок отвечает на них).
Упоминание выражается преимущественно в форме узнавания ранее воспринимаемого или подобного ему объекта или явления природы.

Внимание ребенка еще не устойчиво. Его привлекают ярко выраженные особенности животных. Важную роль в развитии внимания ребенка играют его наблюдение и достижения в речевой регуляции деятельности.

Названия объектов, явлений природы вызывают в нем соответствующие системы образов, следовательно, расширяется круг ориентирование в природной среде, создаются внутренние условия для формирования и развития как непроизвольного, так и произвольного внимания.

Девочка с лейкой и луком

С последующим развитием речи словарь ребенка дошкольного возраста обогащается словами-названиями объектов природы, обозначениями их действий.

Кроме существительных и глаголов, все больше появляется прилагательных, местоимений, числительных. Поэтому очень важно формирование у ребенка системы знаний и устойчивый интерес к природной среде и бережное отношение к ней.

Образовательные задачи и формирование системы знаний о природе

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Давать детям дошкольного возраста систему знания об изменениях, происходящих в жизни растений, животных о временах года.

Обобщать наблюдение и представления детей о домашних и диких животных (условия существования, способ питания, передвижения). Учить осуществлять наблюдения за ними и различать основные части их тела.

Давать систему знания о солнце: оно находится на небе, светит, согревает все вокруг. Солнечные лучи несут тепло растениям, животным и человеку. Солнце греет – тепло, спряталось – прохладно. Бывают дни, когда оно совсем не появляется на небе. Тогда вокруг мрачно и неприветливо.

Осенью солнце светит не так ярко и дает меньше тепла. Зимой солнце светит, да не греет. Летом оно высоко стоит над землей, ярко светит, становится жарко.

Давать систему знаний, об облаках: бывают большие, малые, светлые и темные.

Движение облаков зависит от силы ветра. Ветер – это движение воздуха. Из темных облаков падает дождь, снег.

Стимулировать желание детей узнавать больше о воде как ознакомление детей c природой. Вода прозрачная, чистая (сквозь нее можно увидеть предметы). Вода бывает холодной, теплой. Может быть чистой, мутной (грязной). Водой заполнены реки, озера, моря. Чистую воду пьют люди и животные, ею поливают растения.

Грязная вода вредна. Дождь и снег – это вода, они падают с облаков.

Снег белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится.

От мороза вода замерзает и превращается в лед. Лед гладкий, прозрачный, твердый. После оттепели образуются сосульки, на стеклах окон появляются узоры: это замерзает вода. Такие явления можно увидеть во время наблюдения.

Информирование детей дошкольного возраста о земле. Земля твердая. Сухая земля рассыпается, мокрая – липкая, вязкая.

По земле ходят, бегают дети и взрослые, передвигаются животные.

Землю копают, пашут, поливают, высаживают деревья и цветы, высевают семена растений. Зимой земля замерзает.

Формирование системы знаний, что песок состоит из песчинок, их много.

Сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить. Фигуры из мокрого песка не прочные (легко можно разрушить), их переносить невозможно.

Глина сухая, не лепится, она твердая. Добавив воды, глина становится мокрой, из нее можно лепить. Глина пластичная; фигурки, вылепленные из нее, можно переносить.

Учить наблюдать за погодой, называть ее признаки (теплая, холодная, дождливая, ветреная). На примерах показывать зависимость поведения животных, роста растений от состояния погоды.

Знакомить с характерными признаками времен года, их последовательностью.

Наблюдение за детьми поможет объяснять правила поведения в окружающей среде с целью сохранения здоровья при различных погодных условиях.

Растения. Обеспечивать ознакомление детей c природой, пополнение знаний детей об изменениях, которые происходят в жизни растений в разные времена года через наблюдение.

Способствовать умению различать растения:

  • деревья (каштан, липа, акация и др), плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня);
  • огородные (картофель, морковь, лук, чеснок и тому подобное);
  • комнатные (фикус, бегония, лилия амазонская, традесканция тому подобное);
  • весенние цветы (подснежник, фиалка, подснежник, тюльпан, нарцисс и тому подобное), осенние цветы (георгины, астры), летние цветы (колокольчики, ноготки и тому подобное);
  • дикорастущие растения.

Информировать детей дошкольного возраста об условиях, в которых растут растения (в лесу, в саду, в сквере, на грядке), их характерные особенности; ягоды (земляника, черника), травянистые растения (ветреница, кукушкины слезы).

Ознакомление детей c природой, формирование знания об изменениях, происходящих с растениями в разные поры года.

Знакомить со строением дерева (корень, ствол, ветки, листья, цветы).

Формировать понятие, что растения требуют ухода: полива, рыхление земли и тому подобное.

Поддерживать желание ухаживать за растением в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Животные. Углублять знания ребенка о домашних (лошадь, корова, коза, кошка, собака) и диких животных (белка, медведь, лиса, заяц), птицах (сорока, ворона, воробей, синица, попугай), насекомых (жук, муха, муравей, комар, бабочки и т. п), аквариумных рыб (внешний вид, условия жизни, способ питания и передвижения).

Приветствуется ознакомление детей c природой в форме наблюдения за каким-либо животным или насекомым.

Формирование системы знаний, что за домашними животными нужно ухаживать.

Дикие животные живут в дикой природе. Знакомить с изменениями в жизни животных в соответствии с изменениями времен года.

Давать знания о животных, птицах, земноводных, которые распространены в регионе (лягушка, медведь, косуля, снегирь, голубь, чиж и тому подобное); о том, что животным и птицам для жизни необходимы вода, воздух, пища.

Насекомые. Пополнять знания ребенка о насекомых (муха, жук, муравей, комар, бабочки и т. п); об изменениях в их жизни в разные времена года (осенью прячутся в сухие листья, в щели деревьев и там спят; весной – летают и ищут еду, летом – ведут активный образ жизни, размножаются); бабочки питаются сладким нектаром из цветков.

Наблюдение за окружающим миром

Способствовать пониманию, что в окружающей среде каждое растение и животное имеет право на жизнь.

Учить предвидеть положительные и негативные последствия вмешательства в природу (не рвать в лесу, в поле цветов, потому что это наносит вред насекомым, не разрушать муравейники).

Развивать чувство ответственности за порученных домашних животных и растения.

Природа Космоса. Знакомить с загадочным миром системы околоземного пространства (небо, солнце, луна).

Углублять знания детей о Солнце: летом и весной оно высоко над землей, согревает землю, воду, воздух, а осенью и зимой Солнце мало греет, поэтому эти времена года холоднее.

Поощрять детей наблюдать за звездным небом.

Ознакомление детей c природой - показатели компетентности

  • понимает, что солнце находится на небе, оно светит, согревает все вокруг, несет тепло к земле, растениям, животным и человеку;
  • определяет свойства воды, снега, льда;
  • отличает песок от глины и определяет их свойства;
  • различает и классифицирует деревья, овощи, фрукты, цветы, травянистые растения;
  • устанавливает простые причинно-следственные связи, связанные с сезонными изменениями;
  • называет времена года и определяет их характерные признаки;
  • определяет состояние погоды (идет дождь, снег; дует ветер, светит солнце и т. п);
  • определяет состояние неба в различную погоду;
  • работает в уголке природы, на огороде, в цветнике;
  • наблюдение за природой родного края, бережно относится к ее
    объектам;
  • различает деревья, огородные, комнатные, цветы разных времен года, дико рослые растения; знает условия, в которых они растут (лес, сад, грядка и тому подобное);
  • знает строение растений;
  • интересуется природой своего региона (растения, животные);
  • называет домашних и диких животных, птиц и условия их существования;
  • старается соблюдать правила поведения на природе: не рвет цветов, не разрушает муравейников, не ловит бабочек, не наносит вреда жукам;
  • ухаживает за растениями, животными;
  • осознает, что жизнь и здоровье зависят от окружающей среды;
  • интересуется миром системы околоземного пространства, радуется красоте звездного неба.

Ссылка на основную публикацию