Принципы ознакомления детей с окружающей средой


Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей средой, окружающей это место взаимного исследования .

Окружающая среда дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей средой.

  1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
  2. Ознакомление дошкольников с природой через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об окружающей среде в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
  4. Ознакомление с природой через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей среде (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
  5. Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
  6. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в окружающей среде реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  7. Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
  8. Принцип единства внешних воздействий окружающей среды и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
  9. Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок в окружающей среде, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
  10. Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с окружающей средой экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с окружающим миром воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
  11. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.

Дети смотрят растенияЗадача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
  • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
  • способствовать формированию нравственных чувств;
  • формировать потребность в бережном отношении к природе.

Природа как фактор всестороннего развития

Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
  • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
  • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
  • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

  • постоянное общение с природой;
  • усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
  • развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
  • обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
  • обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.

Творческое развитие детей реализуется через:

  • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
  • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
  • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

Когнитивное развитие детей обеспечивают:

  • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
  • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
  • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей среды.

Речевое развитие детей обеспечивают:

  • наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
  • ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
  • овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
  • индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

  • наблюдению;
  • экспериментам;
  • игре;
  • труда.

Важными являются и словесные методы:

Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.

Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:

  • «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
  • рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
  • размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, который хотел передать художник.

Ссылка на основную публикацию