Как формировать у ребенка экологические знания?


Понятие «экология» еще в далеком 1866 году впервые употребил немецкий ученый Эрнест Геккель. С греческого языка это слово переводится как «наука о доме». Сам исследователь определял этот термин как науку, которая исследует взаимодействие живых организмов с окружающей природой.

Сегодня разные исследователи по разному определяют это понятие. Однако все они едины в одном – экология подразумевает изучение связей, которые образуются между живыми организмами с природной средой, особенно это касается взаимодействие самого человека с природой.

Определение экологического воспитания

Если же говорить об экологическом воспитании, то этот термин возник недавно, не смотря на то, что связь человека с природным миром изучается уже очень и очень давно в том числе и с точки зрения педагогики.

Сегодня все более актуальным считается вопрос воспитания детей экологической культуры. Педагоги современности отчетливо заявляют, что образовательный и воспитательный процессы важно организовывать так, чтобы красной нитью прослеживалась тесная связь человечества с природой.

С помощью экологического воспитания педагоги пытаются воздействовать на духовное развитие человека, помогают ему приобрести необходимые установки и ценности, а также нормы морали. Они однозначно повлияют на дальнейшее взаимодействие с окружающей средой. Для этого следует в первую очередь обращать внимание педагогов не на рациональные приемы работы с детьми, а на эмоциональные.

Дети с елочными веточками

Следует отметить, что для нашего времени экологическое воспитание в детских садах – это достаточно новое явление, которое очень отличается от традиционных методов, с помощью которых ранее детей знакомили с природой.

Методы экологического воспитания

Экологическое воспитание включает в себя методы, позволяющие формировать у дошкольников экологическую осознанность, основанную на системе знаний, определенном мышлении, развития нужных чувств и желания активно заботиться о природе. Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы научить детей понимать, что окружающая нас природа – это наша среда обитания, это то, что требует бережного отношения.

Дети должны научиться получать эстетическое удовольствие от наблюдения за природными объектами и явлениями, что поможет предотвратить отрицательные проявления пренебрежительного отношения к природе в более взрослом возрасте.

Схема экологического воспитания

Для того, чтобы сформировать правильное экологическое осознание мира, важно передать детям необходимые экологические знания и внутренние установки в отношении природы.

И.Т. Суравегина пишет, что экологическое воспитание должно ставить перед собой задачу – сформировать чувство ответственности по отношению к природе, которое развивается благодаря новым формам мышления.

Необходимо пропагандировать идеи по оптимизации природопользования, нужно соблюдать нравственные и законодательные принципы использования ресурсов, важно активно изучать окружающую местность и охранять ее от негативного воздействия людьми.

Формирование эко-ценностей

Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.

Воспитание это не просто должно быть основано на передачи определенных знаний детям, но на том, чтобы помочь им сформировать целую систему убеждений, подготовить их морально к активным действиям, которые связаны с охраной природы и с рациональным использованием ее ресурсов.

Экологическое воспитание тогда достигнет своей цели, когда у воспитанников будет сформировано мировоззрение, включающего в себя понимание системы «человек-природа», которое будет побуждать человека действовать и направлять свои шаги так, чтобы сохранить эту систему в здоровом состоянии.

Задачи эко-воспитания

Для того, чтобы дети действительно приобрели необходимые убеждения и качества, важно решить следующие задачи:

  1. Важно сформировать у дошкольников все элементы экологической осознанности. Приобретение экологического осознания возможно в том случае, если у него есть определенные глубокие познания о природе. Важно, чтобы дети видели, как связаны природные явления с деятельностью человека.
  2. Важно также сформировать у детей не только знания, но и определенную систему умений и навыков, которые помогут им правильно взаимодействовать с окружающим миром. Важно, чтобы дети понимали, как на практике можно заботиться о природе. Например, приучать к этому можно с помощью ухода за животными или растениями, которые есть в помещениях детского сада. Дети должны приучаться создавать для растений такие условия, которые были бы максимально близки к естественным природным условиям, учитывая при этом их потребности. Нужно, чтобы дети легко определяли последствия неправильных действий и имели желание не нарушать баланс природы.
  3. Необходимо сформировать гуманное отношение к окружающему миру. Необходимо передавать детям такие знания, которые будут помогать гуманно относиться к природе и животным. Особенно важно, чтобы дети, в силу своих способностей, понимали важнейшие законы природы.

Таким образом, на сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе.

С помощью экологической деятельности старшие дошкольники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы.

Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных.

Ссылка на основную публикацию