Экологическое воспитание дошкольника - каковы условия?


Термин «условие», если опираться на труд В.И. Даля, стоит рассматривать, как зависимость чего-то одного от чего-то другого. Ожегов определяет это понятие, как обстоятельства, которые влияют на что-либо, а также окружающая обстановка происходящих процессов или событий.

А вот ученый В.В. Юрчук определяет условия, как систему внешних и внутренних проявлений, которые сильно влияют на определенные психические явления, причем воздействие это они оказывают либо на одного человека, либо на группу людей.

По словам Н.М. Борытко же под условиями нужно понимать внешние обстоятельства, которые наиболее сильно влияют на течение процесса и которые осознанно проектируются педагогом, стремящимся добиться нужного результата.

Для того, чтобы лучше понять сущность условий в педагогике, можно также ознакомиться с работами С.В. Кульневича, который утверждает, что педагогические условия являются одной из наиболее важных составляющих всего педагогического процесса и являются целенаправленно организованной средой, оказывающей положительное влияние на формирование ценностных установок, навыков и умений в сознании учеников.

Для эффективного экологического воспитания нужно следить за тем, чтобы выполнялись педагогические условия:

  • применение дидактических игр, разнообразных по своему содержанию и форме (это должны быть и словесные игры, и настольные игры, и игры с использованием природного материала);
  • организация игровых учебных ситуаций;
  • постепенное внедрение дидактических игр, которые несут экологический оттенок (нужно подготовить детей к таким играм, а после их проведения проанализировать результаты).

Далее мы подробно обсудим каждое из перечисленных выше педагогических условий.

Дидактические игры

Педагоги выделяют несколько типов игр экологической направленности. Например, в трудах А. Бондаренко можно заметить три наиболее часто встречающихся разновидности:

  • игры с использованием различных предметов, в том числе и природных материалов;
  • настольные экологические игры;
  • словесные экологические игры.

Предметные игры

Игры с предметами подразумевают использование в качестве предметов различные природные объекты, например, листья деревьев, шишки, овощи или фрукты.

Эти игры в сочетании с экологическим образованием позволяют добиться и других педагогических задач: они помогают расширить кругозор детей, помочь им развивать свои мыслительные способности, обучают их проводить различные аналитические операции над предметами (такие как сравнение, классификация, например), также это способствует развитию речи (дети учатся правильно называть объекты, обозначать различные действия над предметами, описывать их особенности и предназначение), это позволяет формировать произвольность поведения у детей, их внимание и память.

Используя целенаправленно как можно чаще именно природные материалы, воспитатели помогают детям приобрести и закрепить знания о природе. Педагог может совмещать такие дидактические игры с прогулками, в процессе которых дети непосредственно взаимодействуют с окружающей природой: с деревьями, цветами и другими объектами.

Настольные игры

Настольные игры имеют множество разновидностей, которые отличаются своими задачами, наполнением и оформлением. С их помощи дети также могут расширять свое понимание окружающего мира, уточнять эти знания и формировать мыслительные способности. Существует огромное множество настольных игр.

Например, это могут быть лото, различные лабиринты, пазлы, домино и т.п.

Когда выбираются игры для экологического воспитания, то из настольных чаще всего отдают предпочтение тем играм, в которых нужно подбирать пары картинок.

Для начала детям дают задание из множество разных картинок подобрать пары, имеющие совершенно одинаковые изображения (например, одно и то же яблоко, или один и тот же кустарник).

После того, как дети начали хорошо с этим справляться, им предоставляется следующее задание: нужно объединить те картинки, которые не содержат абсолютно одинаковые изображения, но при этом близки по смыслу (например, все деревья в одну стопу, а все фрукты – в другую).

Когда и с этим заданием дети начинают справляться хорошо, можно еще усложнить задание и просить детей находить те пары предметов, которые отличаются друг от другом формой, окраской или своим расположением.

Когда речь идет о работе с картинками, которые нужно объединить на основании какого-то общего признака, то важно сформировать обобщение, которое бы связывало различные предметы. Например, пусть это будет обобщением «Что растет в огороде». В таком случае разные овощи будут объединены детьми на основании общего признака – места их выращивания.

Существуют также игры, во время которых дети пытаются вспомнить, какую картинку педагог спрятал или перевернул вниз рисунком. Это позволяет не только лучше познакомиться с различными природными объектами, но и помогает развить память ребенка.

Лото представляет собой игру, в процессе которой дети для большой карты подбирают множество различных изображений.

Можно выбрать множество различных тематик лото, связанных с экологией и природой. Подобно этому и организуется игра в домино. Нужно выбирать такие домино, которые содержат изображения, связанные с природой.

Игры с лабиринтами обычно проводятся для старших дошкольников. В них используются фишки, специальный кубик и игровое пространство. Нужно выбирать те игры, которые связаны с природной тематикой. Пусть дети путешествуют на игровом пространстве и таким образом лучше знакомятся с природой.

Сегодня все большую популярность приобретают пазлы, в которых нужно собирать одну общую картинку из маленьких ее частей. Также вместо того, чтобы предоставлять пазлы с любимыми детскими героями, лучше в целях экологического воспитания подбирать что-либо, связанное с природой.

Словесные игры

Словесные игры способствуют развитию мыслительных способностей малышей. Чаще всего в таких играх отсутствует какая-либо опора на наглядные материалы.

Обычно такие игры нужно проводить для детей старшего дошкольного периода. Эти игры можно разделить на три разновидности.

  1. Первая разновидность включает в себя все игры, которые помогают детям учиться находить самые главные отличительные особенности объектов и явлений.
  2. Вторая разновидность представляет собой те словесные игры, которые учат детей сравнивать различные предметы и делать умозаключения типа «похож или не похож», «летает или бегает» и т.п.
  3. Третья разновидность представляет собой набор игр, которые помогают детям обобщать объекты и классифицировать их на основании заданного признака.

Творческие игры подразумевают то, что дети могут выражать свои чувства и впечатления, которые они получили во время экскурсии по красивыми местам или в повседневной жизни.

Также дети могут делиться своими впечатлениями о труде их родителей, что формирует в них адекватное отношение к труду и осознание значения труда в жизни и в природе. Например, можно использовать природный материал для различных строительных занятий – песок, снег, шишки и другие.

Но важно, чтобы взрослый руководил подобными играми. Педагог помогает детям выбирать наиболее подходящий природный материал, правильно его использовать в игровом процессе.

Все эти игры помогают помочь детям развить сильный интерес к природе и желание играть. Взаимодействуя с листьями деревьев, с ракушками, с семенами и цветами дети приобретают способность сравнивать различные предметы, видеть их схожие черты и разницу между ними.

Эти игры очень ценны, так как они не только учат детей взаимодействовать с объектами, но и помогают им лично соприкасаться с частичкой природы, развивают в них бережное отношение к этому. Настольные игры ознакамливают детей с животным миром и с растениями, а также помогают познакомиться с теми или иными явлениями неживой природы.

Эти игры не только уточняют представления о природе, но и помогают систематизировать имеющиеся знания, активизируют мыслительные процессы и работу памяти. Дети приобретают точные конкретные представления о разных животных.

Словесные игры подразумевают активное использование слов и фраз без использования наглядных материалов. Они очень сильно влияют на активизацию мышления, способны привлекать детей к получению новых знаний.

Подвижные дидактические игры

Подвижные дидактические игры также очень важны, потому что удовлетворяют потребность маленьких детей в постоянном движении, помогают приобретать им двигательный опыт.

Для того, чтобы обогатить знания детей в области экологии, нужно проводить игры, раскрывающие различные взаимосвязи окружающего мира, влияние деятельности человека и человеческого общества на природу и окружающую действительность, на взаимосвязь живой и неживой природы.

Существуют игры, которые дают полное представление детям о том, как нужно вести себя на природе.

В результате активного внедрения таких игры в воспитательный процесс дети знакомятся с тем, как устроена экосистема, к чему приводит неразумное использование множества природных ресурсов и как правильно бережно относиться к природе во время пребывания на ней.

Все эти знания и навыки прочно закрепляются в их сознании и сопровождают поведение на протяжении всей сознательной жизни.

Поэтапное ведение игр

Это еще одно педагогическое условие, которое мы сейчас обсудим. Педагог организует дидактические игры на экологическую тематику в три этапа: он сначала подготавливается к проведении игры и подготавливает к этому детей, далее проводит эту игры и анализирует в конце результаты.

Что может включаться в подготовку дидактической игры?

  • выбор игры на основании того, какие воспитательные и учебные задачи ставятся перед детьми. Например, это могут быть игры, развивающие сенсорное восприятие, либо активизурующие мышление, либо пополняющие словарный запас детей и тп.
  •  определение, соответствует ли выбранная игра тому, какие требования предъявляются к текущей программе воспитания данной конкретной группы.
  • выбор наиболее подходящего времени для организации дидактической игры на экологическую тематику. Например, нужно решить, проводить игру в процессе обучения во время занятий, либо в какое-либо другое свободное от занятий время.
  • решение по поводу состава команды играющих (это могут быть все дети, либо разбить их на несколько подгрупп, либо провести игру индивидуально с каждым ребенком).
  • изучение игры, определение роли самого воспитателя, того, как нужно ей руководить.
  • подготовка самих ребят к игре. Возможно, для этого нужно снабдить их определенными знаниями и помочь им приобрести определенные навыки.

Если говорить о втором этапе – о проведении игры, то оно подразумевает:

  • знакомство ребят с тем, какого содержание и материалы игры;
  • объяснение правил игры;
  • демонстрация действий, которые должны будут совершать дети. Иногда нужно, чтобы воспитатель сначала показал, как именно нужно выполнять то или иное действие, чтобы это привело к требуемому результату;
  • воспитатель должен определиться с тем, какова его непосредственная роль в самой игре – он либо участник, либо судья, либо просто болельщик;
  • определение результатов игры. Это очень важный этап, потому что именно согласно результатом можно определить, насколько эффективна была игра и на самом ли деле она понравилась детям, а также дала им нужные навыки и знания.

Анализируя дидактическую игру после ее проведения нужно понять, какие из методов подготовки и проведения оказались эффективными, а какие сработали не достаточно хорошо.

Нужно определить, почему некоторые приемы работы не привели к должному результату. Это важно, так как поможет совершенствовать весь процесс и привести к еще более положительным результатам в дальнейшем. Также это поможет понять индивидуальные черты личности некоторых детей, которые нужно учитывать в дальнейшем.

Важно опираться на способности детей, проводя и анализируя дидактические игры на экологическую тему. Дети часто проявляют любознательность и им интересно все, что необычно. Им нравится разгадывать тайны и загадки, находить решения непонятных задач, высказывать собственное мнение по разным поводам. Получая новые знания дети начинают иначе думать.

Важно выбирать такие игры, которые не были бы слишком трудными для детей, но и были достаточно непростыми, чтобы провоцировать рост их возможностей.

Игровые ситуации

Еще одно педагогическое условие для экологического воспитания детей.

Очень полезно создавать различные игровые ситуации и привлекать для этого игрушки, являющиеся имитацией любимых персонажей детских мультфильмов.

При этом важно, чтобы поведение персонажей в этих ситуациях полностью соответствовало их поведению в мультфильме. Например, если выбрали Красную Шапочку, то пусть она идет по лесу, а ей на встречу попадаются разные звери, либо она собирает какие-то лечебные травки, либо находит какой-нибудь гриб и пытается определить, можно ли его кушать.

Детям также нравятся игровые ситуации, в которых принимает участие Лесовичок. Этот герой может быть использован в любое время года. С его помощью можно помочь детям расширить свое понимание того, что происходит в разные времена года, как меняется при этом природа и что происходит с животными.

Это не просто расширяет знания о природе, но и вызывает эмоциональную к ней привязанность и побуждает бережно к ней относиться.

Благодаря применению игровых ситуаций воспитатель формирует у детей положительный взгляд на обучение.

Это создает необходимую комфортную психологическую атмосферу, которая развивает правильно отношение детей к природе и помогает им приобрести нужные навыки и качества.

Таким образом, насколько эффективно удастся организовать экологическое воспитание старших дошкольников, зависит от того, насколько хорошо соблюдаются описанные выше педагогические условия во время проведения дидактических игр.

Ссылка на основную публикацию