Экологические знания ребенка дошкольника


Немалый вклад в воспитание экологической осознанности детей внесли труды З.Д. Сизенко, А.М Низова и других исследователей, которые утверждали, что непосредственное наблюдение за окружающей природой является наилучшим способом формирования знаний детей о ней.

В 1950-е годы начали проводиться исследования, которые также оказали значительное влияние на развитие методики изучения детьми дошкольного возраста природы и природных явлений.

Э.И. Залкинд посвятил целое исследование тому, как можно знакомить дошкольников с птицами. Это позволило многим педагогам осознать, насколько важно использовать чувственное восприятие различных природных объектов. Применяя это руководство в жизни, дети получают множество ярких впечатлений, которые становятся частью их обобщенных представлений и помогают им развивать собственную речь.

В 1970-е годы было проведено масштабное исследование, которое заложило главные основы современных подходов к воспитанию старших дошкольников экологическому осознанию взаимодействия людей с природой.

Это исследование было организовано в соответствии с идеями, которые были изложены АПН.

Детские психологи громко заявляли о том, что очень важно сделать более сложным содержание учебного процесса, необходимо снабдить его теоретическими знаниями, которые касаются законов природы, а также они предлагали выстроить целую систему знаний, которая бы поспособствовала эффективно воздействовать на умственное развитие дошкольников.

Предполагалось, что эта идея поспособствует обеспечению должного уровня подготовки к школе детей. Психологии НИИ АПН считали, что старшие дошкольники вполне способны усвоить систему знаний, передающих закономерности, царящие в природе, если эта система знаний будет представлена в таком виде, в котором они способны воспринимать информацию в силу своих возрастных особенностей.

Началась кропотливая работа выбора тех элементов знаний в области природоведения, которые нужно преподавать детям. Это должны были быть знания, которые помогают понять, какие существуют закономерности взаимодействия разных составляющих природы. Важно было также все эти знания качественно систематизировать.

Что касалось живой природы, то в качестве базового понятия было выделено знание о том, что все растения и все животные могут продолжать существовать только в случае удовлетворяющей их потребности внешней среды.

Ребенок в венке в цветах на солнечном свете

Именно этот базовый принцип стал ядром экологического подхода в изучении старшими дошкольниками природы.

Именно в период дошкольного возраста дети приобретают первый эмоциональный опыт взаимодействия с природой, первые знания о том, какие существуют формы жизни.

Получается что именно в этом возрасте начинают зарождаться базовые основы экологического восприятия мира, что является благоприятным основанием для формирования в их сознании экологической культуры.

В результате общество получило множество различных программ, каждая из которых предлагала свой способ формирования экологической ответственности у дошкольников.

Что касается текущего десятилетия, то большинство дошкольных учреждений сосредоточились на том, чтобы формировать у воспитанников бережное отношение к природе: живой и неживой.

Сегодня дети не просто приобретают знания об окружающей среде, но приобретают навыки, которые помогут им заботиться о природе.

Какими экологическими знаниями должны обладать дошкольники?

Важно, чтобы старшие дошкольники приобрели следующие знания в области экологии:

  • взаимосвязь между растениями и животными, а также их зависимость от среды обитания.
  • не смотря на огромное разнообразие живых существ, все они существуют в экологическом единстве.
  • человек также очень зависит от того окружающей среды, которую нужно беречь.
  • к сожалению, сегодня люди бездумно используют природные ресурсы, что приводит к их истощению. Существует потребность в охране природы и восстановлению ее былого могущества.

Первые два пункта являются частью классической экологии. Она разделена на два главных раздела. Первый раздел – аутоэкология. Это наука, которая изучает жизнь отдельных живых существ в их среде обитания. Наука же синэкология изучает жизнь сообщества живых существ в единой среде обитания.

Приобретение знаний о конкретных видах животных или растений, их зависимости от собственной среды обитания позволит детям приобрести адекватное экологическое мышление.

Дети должны четко усвоить: животных связывает со средой обитания приспособленность различных частей организма к этой среде при взаимодействии с ней. Заботясь о конкретных растениях и животных дети начинают понимать, что каждое из них имеет собственные потребности, которые отличаются от потребностей других видов.

Также важно помочь детям понять, что деятельность человека непосредственно формирует эту самую среду обитания.

Также важно помочь детям познакомиться с различными группами животных. Дети должны обладать базовыми представлениями о том, что такое экосистема, какие существуют в ней пищевые зависимости. Также важно, чтобы дети понимали, что не смотря на многообразие животного мира, в нем царит удивительное единство.

Существуют сообщества растений и животных, которые могут выживать только при определенных обстоятельствах. Это также способствует осознанию важности здорового образа жизни.

Еще один важный аспект – дети должны понимать некоторые особенности социальной экологии. Важно, чтобы они имели бережное отношение к природе и экономили ее богатства.

Ссылка на основную публикацию