Что значит для ребенка иметь художественно-эстетический интерес?


Рассматривать художественно-эстетический интерес необходимо с общей характеристики понятия «интерес», которое трактуется различными отраслями наук (философией, социологией, психологией, педагогикой и др.), важно отметить, что объяснения не противоречат друг другу а взаимодополняют.

Наиболее детально «интерес» рассматривается в психологической науке (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, Н.Г.Морозова, С.Л.Рубинштейн и др.), как отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности.

С.Л. Рубинштейн считая интерес необходимым выражением направленности личности, видит несколько путей его формирования, во-первых, развитие тех интересов, в которых личность испытывает потребность; во-вторых, формирование интересов, путем сочетания новых и существующих интересов; как следствие интерес одновременно выступает средством и целью педагогического процесса.

Н.Г.Морозова доказывает, что для интереса обязательным является наличие всех характерных для него черт: познавательное отношение, окрашенное особой интеллектуальной эмоцией, то есть захватывает и побуждает ею заниматься.

В ряде научных трудов «интерес» рассматривается в зависимости от возраста и его содержательной направленности. Л.И.Божович, Л.А.Гордон отмечают развитие интересов подчинен логике возрастного развития, на каждом возрастном этапе они имеют определенную специфику. Значимыми для нашего исследования является ряд трудов, в которых раскрывается особенность интересов детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, теоретически обосновываются и экспериментально апробируется педагогические условия их формирования.

Интересам, которые начинают формироваться в дошкольном детстве присуще подражание (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность, легкость и беспричинная смена, этажность (интересуют только внешние факты, в частности, яркие, необычные, углубление в суть которых не привлекает). Интересы детей более широкие, но в то же время поверхностные.

В частности, исследования посвященные изучению познавательных интересов детей позволяют выяснить стадии их развития: потребность во впечатлениях (любопытство); любознательность как проявление интереса к предметам и явлениям окружающего мира (постановка вопросов уже устойчива и имеет выборочный характер); потребность в познании (интерес), который удовлетворяется в процессе целенаправленной познавательной деятельности.

Необходимо отметить, что художественно-эстетический интерес входит в структуру интереса как один из его видов, ему присущи специфические особенности, которые требуют более детального рассмотрения.

Несмотря на многочисленные исследования интереса, художественно-эстетической, составляющими которого являются эстетическое и художественное интересы изучены меньше. Особенность исследований заключается в том, что интересы художественно-эстетического характера рассматривают с разных позиций.

[su_note note_color="#e6f7f2" radius="10"][su_quote]По свидетельствам Б.Г. Ананьева, М.С.Кагана эстетический интерес направлен на усвоение прекрасного в искусстве и окружающей действительности, а художественный - на художественную деятельность в различных видах искусства, формирование одного из этих интересов влечет за собой углубление и расширение другого.[/su_quote][/su_note]

Наибольшую ценность имеют научные труды В.А.Филипповой и Щукиной Г.И., они построены на сравнительном анализе познавательного и эстетического интересов, формирование эстетического интереса тесно связано с познавательным интересом.

Эстетический интерес формируется во взаимодействии с познавательным интересом, зависит от широты, особой направленности и его уровня; он возникает на основе сложившегося уровня познавательного интереса, может опережать его в развитии, или отставать от него, но всегда связан с процессом познания, подчиняясь ему.

[su_note note_color="#e6f7f2" radius="10"][su_quote]Б.М. Теплов и др. высказывали мнение, что худ.-эстетический интерес способствует всестороннему развитию личности, ее творческого воображения, способности сопереживать, развития эстетический чувств и вкусов.[/su_quote][/su_note]

Художественный интерес реализуется в четырех видах деятельности: восприятия художественного произведения, приобретение знаний в области искусства, исполнительской творчества и продуктивной деятельности, а эстетический интерес формируется в каких-либо видах деятельности.

Девочка рисуетХудожественный интерес формируется одним из первых. По утверждению ученых, в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться основные элементы эстетических интересов. Спектр современных исследований характеризуют худ.-эстетические интересы детей старшего и младшего школьного возраста как осознанное стремление и умение ребенка выделить из окружающего эстетические объекты или их эстетические свойства; для них свойственна эмоциональность восприятия эстетических и художественных ценностей, наличие сопереживания, желание заниматься художественной деятельностью.

Выделена следующая структуризация этапности развития интересов детей дошкольного возраста: отсутствие интереса; заинтересованность одним из видов искусства; любознательность; относительно устойчивый интерес.

На основе имеющихся теоретических обобщений, можно определить художественный интерес с эстетической направленностью как сложное личностное образование, выборочную активность, направленную на изучение предметов и явлений окружающей действительности и искусства; он способствует развитию эстетических чувств, развивается в процессе различных видов художественно-творческой деятельности.

Так как интерес художественно-эстетический является составной частью интереса, необходимо отметить, что классификация и характеристика присущие ему те же самые, что и данной категории: характеризуются избирательной направленностью психических процессов. Художественно-эстетические интересы определенной степени зависят от общества, социальных групп, индивидуальной сути объекта, их можно определить критериями духовной культуры личности.

Дети и картиныСтановление духовной культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания, когда формируются эстетические вкусы, эстетические потребности и эстетические интересы субъекта, происходит эстетическое развитие личности. Бесспорно, основы становления эстетической культуры личности закладываются в дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и эстетическом развитии ребенка, это объясняется особенностями эстетического восприятия старших дошкольников, поэтому важно начинать формировать художественно-эстетические интересы именно в этот возрастной период, ведь недостатки допущены в дальнейшем преодолевать сложно, а то не возможно.

Выводы: Таким образом, проведенный анализ научных источников, позволил раскрыть некоторые аспекты проблемы художественно-эстетических интересов, и определить данный вопрос одним из актуальных в процессе художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию