Ребенок и музыка


Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Еще в утробе матери ребенок начинает воспринимать музыку через материнское пение, именно тогда музыка вызывает у него эмоциональные реакции и закладываются первые творческие проявления малышей через манипулирование звуками.

Музыкальное искусство – уникальный фактор формирования творческих способностей креативной личности.

Детский сад – это тот очаг, где растет и формируется ребенок как личность.

 Роль педагога в воспитании у ребенка правильного музыкоощущения

Каждый педагог дошкольного учреждения — создатель. Каждый день, отдавая силу души и ума, он создает сказочный «замок детства», в котором звучит мелодия любящих сердец. Будто камертон, он задает правильный тон струнам детской души, которые потом заиграют нежностью, любовью, звездным сиянием музыкальной палитры жизни, ведь ребенок — слишком высокая ценность, и нет ничего дороже и важнее, чем вырастить физически здорового, гармонично развитого, счастливого человека.

Не исключение из этого и музыкальный руководитель детского сада. Ведь, что может быть прекраснее, чем дети и музыка! Для каждого музыкального руководителя обычное состояние – это творческий поиск, неотъемлемое желание сделать так, чтобы встреча детей с музыкой стала для них, во-первых, радостью, а, во-вторых, как можно глубже погрузила в неповторимый, волшебный, необъятный мир ее Величества Музыки.

Средствами музыки, художественного слова можно успешно влиять на развитие воображения, художественного вкуса воспитанников.

Ребенок с трубойПри самостоятельной импровизации простейших мотивов дети подражают, имитируют пение кукушки, пропевают имена, составляют мелодию на слова «цинь-чик-чирик», «мяу-мяу». Песенное творчество становится полезным при составлении ответов.

Опираясь на последние достижения и исследования отечественных ученых в области возрастной музыкальной психологии следует отметить, что дошкольный возраст – это возраст развития детской музыкальной деятельности. Детям все удается: воспринимать и переживать музыку, играть на музыкальных инструментах, самореализоваться в музыкальных играх-драматизациях.

Влияние музыки на развитие ребенка велико. Это та деятельность, которую организуют и в творчестве, и в играх.

Взаимосвязь музыки с игрой и драматизацией

Игра дошкольника - это творческая ролевая игра. Главным двигателем становится стремление ребенка к новым отношениям со взрослыми.

Выступая в какой-то роли, ребенок действует в воображаемых условиях. Однако ее эмоции, желания, замыслы являются не мнимыми, а реальными; ребенок не представляет свои переживания, а переживает их на самом деле; выполняя определенную роль, она вычленяют характерные особенности и отношения взрослых.

Игра-драматизация, в отличие от ролевой игры не воспроизводит обобщенную действие, а типичную для данного персонажа, причем для ребенка здесь важны не только сам процесс изображения, но и качество воспроизведения.

Помня, что в игре по выражению Л.С.Выготского, происходит становление человека, воспитатель не может только наблюдать этот процесс. Его обязанность – умело, тонко и тактично руководить игровой деятельностью.

Учитывая вышеизложенное, и помня, что театр ( да еще и музыкальный театр) это, прежде всего,  игра, можно сделать вывод о гармоничное сочетание игры и театра в такой форме организации досуга дошкольников, как музыкально-театрализованное действо.

Актуальность проблемы очевидна, ведь дошкольники психологически готовы ( и это подтверждают ученые-психологи) к театрально-музыкальной деятельности. Достигнутый уровень музыкальных и речевых знаний обеспечивает их адекватное художественное восприятие и переживание музыкальных спектаклей не только как зрителей, а как и создателей игры-драматизации с полным раскрытием творческого потенциала каждого ребенка.

Театр – искусство синтетическое, дети очень любят эту деятельность, ведь театр воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств, что позволяет совершенствовать у ребенка психические процессы, адаптировать ее в условиях детского сада и осуществлять психогимнастику.

Влияние музыкально – театрального искусства на формирование личности ребенка

Приобщение дошкольников к сокровищнице отечественного и мирового музыкального и театрального искусства имеет различные формы организации соответствующей работы. Это, прежде всего, доступная ребенку самостоятельная музыкально-театральная деятельность. Это музыкальные занятия, как ведущая образовательно-воспитательная форма.

На занятии музыкиВо время проведения занятий педагог уделяет большое внимание развитию самостоятельности детей, их творческих способностей, учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка. Но занятия длятся 15-30 минут, а в группе больше 20 детей. Поэтому для всестороннего развития мышления, воображения, так же важны и другие формы работы.

Одной из таких форм является организация творческо-художественной деятельности детей во время развлечений и досуга малышей.

Безусловно, разнообразные музыкально-театральные развлечения – это не только удовольствие и радость для детей. Это еще и возможность коллективного переживания художественных явлений, развитие познавательных интересов, приобретение эстетического опыта, эмоциональное удовлетворение.

Достаточно вспомнить день музыкального, театрального, кукольного спектакля в детском саду. Это всегда особая «торжественно-возбужденная» атмосфера, как среди детей, так и взрослых. Улыбающиеся лица детей, в глазах огоньки удовольствия И неподдельная радость. Не являются ли эти проявления заинтересованности яркими проявлениями любви детей к театру.

Театральное действо, музыкальная сказка, кукольный спектакль или инсценированная сюжетная игра – это прежде всего для ребенка праздник, пусть маленький, но праздник с улыбками, аплодисментами и хорошим настроением.

Говоря о месте музыкально-театральной деятельности в дошкольном возрасте, следует отметить, что эта деятельность имеет влияние на различные стороны развития детей дошкольного возраста.

Влияние музыки на эмоциональное развитие

Музыкально-театрализованное действо несет в себе богатый потенциал для содействия эмоционального развития. Увиденное и пережитое ребенком всегда вызывает сильные эмоции, что становится предметом обсуждения со сверстниками и взрослыми. А это в свою очередь стимулирует детей к придумыванию собственных ситуаций, их самостоятельное решение.

Влияние музыки на социальное развитие

Музыкально-драматическое искусство – это мощный инструмент для стимулирования социального развития. Группа детей может совместно погружаться в театрально-музыкальное искусство (песни, танцы, репризы) и прекрасно проводить время вместе.

Такие групповые занятия или игры являются чрезвычайно эффективным средством для привлечения тех детей, которые в противном случае просто наблюдали бы со стороны.

Влияние музыки на речевое развитие

То что музыка, и театр является стимулами в развитии речи совершенно не приходится сомневаться. Любой язык является ритмичной и мелодичной. Дети имеют возможность непосредственно играть со словами ритмичным и мелодичным образом. Музыка помогает детям расширять полноту звучания речи, пополнять словарный запас.

Мелодия способствует запоминанию, следовательно, ребенок будет запоминать фразы песни, которые несколько сложнее, чем ее естественная речь. Драматургические репризы, диалоги учат детей общению на литературном языке.

Влияние музыки на интеллектуальное развитие

Музыкально-театральное искусство можно использовать для стимулирования понятий детей. Понятие «такой же» – «отличный», «хорошо» – «плохо» – могут вводиться в сюжетную линию сценария. Работа над пластическим решением образов героев спектакля сочетают в себе мимику, жесты, задействуется все тело ребенка. А это все в свою очередь, предоставляет кинестетичной осмысленности всем движениям ребенка в окружающем пространстве.

Создание музыкально-театрализованного представления, процесс чрезвычайно трудоемкий и достаточно длительный.

Драматургическая основа музыкально-театрализованного представления

Важно выделить несколько этапов в работе над созданием сценария музыкально-театрализованного представления:

  1. Подготовительный: Накопление и формирование представления об композиционное построение будущего спектакля. Вокально-музыкальная подготовка детей, через прослушивание, знакомство с музыкальным материалом.
  2. Начало замысла: Подбор текстового материала для придумывания литературного сценария театрализации. Разработка мелодических характеристик действующих лиц сказки, составление ритмического аккомпонемента. Работа с дошкольниками над пластическим решением ролей во время музыкальных импровизаций на музыкальных занятиях.
  3. Реализация замысла: Подборка средств художественной выразительности, перебор вариантов (костюмы, декорации, свет, фонограммы, иллюстративный материал, реквизит).
  4. Оформление замысла: Разработка литературного сценария. Сценарная разработка спектакля (диалоги, мизансцены, музыкальные номера (вокальные и хореографические).
  5. Критическая оценка способов реализации замыслов: Важно для себя выяснить соответствие театрализованной композиции возрастным особенностям детей в восприятии материала, - это во-первых.

Во-вторых, соответствие содержания требованиям элементарных правил музыкальной деятельности, мелодии и ритма с точки зрения не как театрального режиссера, а в качестве музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Ссылка на основную публикацию