Какие они — нормы нравственного поведения дошкольника?


В течение дошкольного детства моральные чувства ребенка становятся более глубокими, устойчивыми, охватывают все более широкий круг явлений, что обусловлено расширением возможностей его общения с взрослыми и сверстниками и освоением различных видов деятельности.

Нравственные чувства

У дошкольников развиваются новые чувства — собственного достоинства, стыда (А. Запорожец, Я. Неверович). Чувство стыда связано с унижением достоинства ребенка, а следовательно стремление избежать стыда, угрызений взрослых может удержать его от дурного поступка. Одобрение взрослыми поведения малыша вызывает у него удовольствие, радость от хорошего поступка, что ведет к формированию чувства долга.

У старших дошкольников именно это чувство является мотивом многих поступков и способствует преодолению эгоистических тенденций в поведении. Нравственные представления и суждения дошкольников характеризуются такими чертами, как элементарность, конкретность, связь с чувствами.

Соответственно, представления, сформированные в процессе воспитания, переходят в убеждения, убеждения — в привычки, а привычки — в наклонности. Недостаточное развитие представлений о нормах и правилах поведения снижает влияние моральных мотивов и ограничивает проявления нравственного поведения детей в целом.

Становление мотива поведения

В процессе нравственного воспитания чувства детей становятся более устойчивыми и начинают играть роль мотивов поведения. Настоящая нравственность определяется стойкостью моральных мотивов, потребностью в соответствующем поведении. Если ребенок совершает поступок по принуждению или из страха наказания, то моральным его поведение считать нельзя.

Л. Божович отмечает, что сила моральных мотивов в старшем дошкольном возрасте может быть не меньше силы естественных потребностей ребенка.

Определение морали

Во многих современных исследованиях подчеркивается важность развития моральной самооценки, перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний план как регулятора поведения и реализации их во взаимодействии личности с окружением. Наработки современных ученых и педагогов, работающих в дошкольных заведениях, доказывают: эффективность формирования нравственного поведения детей зависит от содержания и способов организации их деятельности, а также от построения взаимоотношений с ровесниками и взрослыми.

Определяющий фактор нормы поведения

Ученые подчеркивают роль воспитательного воздействия как определяющего фактора овладение ребенком нормами и правилами поведения. Однако педагогу не всегда удается обеспечить в процессе воспитания сочетание знаний детей о моральных нормах с требованиями взрослых к их поведению и организовывать на практике условия для совершения нравственных поступков.

Для этого важно убедить детей в необходимости воплощения представлений о моральных нормах, в жизненных ситуациях и подтверждение их принятия собственным поведением.

Таким образом, ученые и практики имеют глубоко переосмыслить современную систему нравственного воспитания дошкольников, поскольку его содержание состоит не только в ознакомлении детей с нравственными нормами и приучении их средствами внешнего воздействия к соблюдению этих норм, но и в формировании потребности быть моральными людьми, культивировании внутриличностной нравственности.

Ссылка на основную публикацию