Занятия речевого общения детей


Речевое общение детей на занятиях речевого общения способствует возможности не столько усваивать материал об окружающем мире, сколько упражняться в речевой деятельности.

Необходимо обращать внимание воспитателей на то, что на таком занятии основное внимание следует сосредоточивать на
практическом усвоении детьми норм родного языка (фонетических, лексических, грамматических), формирования навыков рассказывания и пересказывания.

Занятия речевого общения проводят во всех возрастных группах один раз в неделю всего лишь с подгруппами детей. Только при этом условии можно обеспечить максимальную речевую активность детей на занятии.

Виды занятий речевого общения

Речевое общение детей формируется на комплексных и специальных занятиях.

Комплексное занятие речевого общения проводится трижды в месяц. Этот вид занятия сочетает задачи по меньшей мере из трех компонентов речи, среди которых: звуковая культура, лексика, грамматика и собственно связную речь. Причем последнее является обязательной составляющей такого занятия.

Специальное занятие речевого общения (в методической литературе встречается и под другим названием — «доминантное») охватывает только один компонент речи (звуковая культура речи, лексика или грамматика) и проводится один раз в месяц.

Речевое общение детей - планирование занятий

Доктор педагогических наук Алла Богуш предлагает проводить в течение месяца три комплексных и одно специальное занятие речевого общения: на первые три недели месяца планируются по одному комплексному, а на последнюю неделю — специальное занятия.

Планируя речевое общение детей на занятии, воспитатель следит, чтобы все задачи по развитию общения равномерно чередовались в течение месяца.

Специальные занятия целесообразно планировать поквартально.

В первом месяце квартала, скажем, в сентябре, задачей специального занятия может быть формирование звуковой культуры речи.

В следующем месяце, в октябре, специальные занятия стоит посвятить исключительно формированию грамматической правильности речи, а в ноябре — словарной работе.

Соответственно планируются занятия речевого общения и в следующих кварталах.

Планируя специальные занятия, необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

Методика проведения занятий речевого общения

Организуя работу педагогического коллектива над речевым развитием дошкольников, воспитателю-методисту необходимо держать на контроле как планирования, так и проведения занятий.

Основной целью занятий речевого общения является речевое общение дошкольников, каждого конкретного ребенка. Поэтому важно создавать для них такие условия, которые будут стимулировать максимальную речевую активность каждого ребенка.

Этого можно достичь, придерживаясь следующих условий:

  1. Умение педагога вызвать у детей интерес к теме занятия и разумно соотносить собственную речевую активность и речевую активность детей — недопустимо, чтобы взрослый говорил большую часть занятия.
  2. Проведение занятий подгруппам в 10-12 человек.
  3. Правильное расположение детей.
  4. Обеспечение оптимальной интенсивности речевой нагрузки детей — слишком простые задания снижают интерес детей, ослабляют готовность к преодолению трудностей.
  5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода — умение педагога видеть в коллективе каждого конкретного ребенка и учитывать его индивидуальные особенности, приспосабливаться к ним.
  6.  Умение педагога видеть личные достижения ребенка, а не сравнивать его с другими детьми.

Воспитатель должен тщательно готовиться к занятию. Подбирая тему, учитывать опыт детей и их интересы. Чтобы успешно реализовать запланированные задачи, следует соответственно к каждому из них подобрать метод или несколько методов, которые обеспечат их решение.

Так, скажем, обучая детей описанию, воспитатель может выбрать описательный рассказ или дидактическую игру. Воспитатель-методист, оказывая помощь педагогам при подготовке к занятиям речевого общения, должен хорошо ориентироваться в методах, способствующих реализации задач по развитию каждого компонента речи.

Дошкольники сидят

Несмотря на процессы индивидуализации образования, во время занятий речевого общения воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Итак, следует знать, как поставить ребенку задачу, сколько времени выделить на его решение, как обеспечить разумную помощь, оценить результат и приложенные усилия.

Во время общения важно так разместить детей, чтобы они могли видеть друг друга и воспитателя. Без «контакта глаз» невозможно формировать умение слушать товарища, понимать говорящего, то есть воспитывать у дошкольников культуру речи.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, важно оптимально организовать речевую среду для детей в повседневной жизни. Необходимо задействовать речь как важное средство общения во всех видах детской деятельности.

Методы реализации задач по развитию речи детей

Связная речь:

  • перевод;
  • описательный рассказ (по картине, описание игрушки или предмета окружающей среды, описание загадки, сравнительное описание двух игрушек или предметов, описание игрушки или предмета по памяти);
  • сюжетный рассказ по содержанию дидактической картины;
  • рассказ из собственного опыта;
  • дидактические игры, направленные на развитие связного монологического высказывания, например, «Посылка», «О чем хотел рассказать Незнайка в письме», «Лучший мультфильм» и др.;
  • творческий рассказ (по сюжетной игровой обстановке; по картинке-сюрпризу; по данному началу; с опорными словами; на тему, предложенную воспитателем; по плану; самостоятельное придумывание сказок детьми; изменение концовки известной сказки).

Звуковая культура речи:

  • заучивание и проговаривание наизусть скороговорок;
  • дидактические игры и упражнения для формирования правильного произношения звуков, рассказы и упражнения для развития артикуляционного аппарата;
  • дидактические игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
  • дидактические игры и упражнения по развитию фонематического слуха.

Ссылка на основную публикацию