Духовно-нравственное воспитание по Сухомлинскому


Душевность, человечность, искренность...

Знакомые, конечно, слова, но не такие и употребляемые сегодня. Случайно?

Видимо нет: сначала прошлое ловко формировало в нас материалистическое мировоззрение, вело подальше от идеализма, от проблем человеческого духа; теперь современность с ее экономическими приоритетами, прагматическими ориентациями на узконаправленные добродетели (энергичность, деловитость, смекалку и т. п.) вытесняет из активного словаря для многих эти теплые, добрые такие естественные понятия.

А если это касается дошкольников, то здесь целесообразно применить слова: что посеем, то и получим. Поэтому, взяв за основу в своей работе педагогическое наследие известного педагога, пронизанную верой и любовью в могучую силу воспитания, мы называем свой сад «ДОМОМ ДОБРА И РАДОСТИ».

Наибольшей ценностью нашего заведения есть ребенок, с его правом на интересную и счастливую жизнь. Основной принцип работы заключается в гуманизации воспитательного процесса.

Поэтому все педагоги руководствуются словами Василия Александровича Сухомлинского «...провожая любящим взглядом своего ребенка, мать верит в то, что педагог знает нечто такое, чего не знает она, мать. И мы, педагоги, должны знать то, что знает далеко не каждая мать, если мы настоящие учителя!»

Прислушиваясь к советам педагога-гуманиста, работники ДОУ с первых дней пребывания малышей в садике стремятся научить их понимать красоту окружающего мира, осознавать нравственный смысл межчеловеческих отношений, помня, что восприятие, осмысление прекрасного – это основа эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему благородному и высокому в жизни.

Сейчас мы понимаем, что Василий Александрович Сухомлинский видел далеко вперед. Все то, что он говорил, писал и применял на практике, отвечает современности, оно вокруг нас, в повседневной творческой лаборатории наших педагогов.

Воспитатели постоянно заботятся над повышением своего профессионального мастерства, внедряя в практику работы инновационные технологии с наследием Василия Александровича: «Познаем мир умом и сердцем» и «Воспитываем сказкой».

Педагоги над инновациями работают длительное время, в их арсенале большая подборка авторских материалов, раскрывающих системный подход работы с детьми, педагогами, родителями по данному вопросу.

Задачи нравственного воспитания

Вместе с дошкольниками мы путешествуем экологическими тропами в «уголки неописуемой красоты», где в течение года наблюдаем за живыми объектами. Там малыши решают сложные философские вопросы: «Почему вокруг все радуется?», «Что может быть сокровищем для кого-то?», «Что чувствует человек, когда обнимает дерево?», складываем гимны Красоте, Доброте, Труду. Эти темы мы берем из педагогических материалов Великого Педагога, из его оригинальной методики воспитания культуры чувств.

Для дошкольников сказка-это то окошечко, через которое проникает свет об окружающем и формирует навыки познания мира. Поэтому творческие педагоги каждого дошкольного учреждения широко используют педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского, который интересно разработал жизненную теорию «Воспитываем сказкой».

Творческое использование данной технологии решает сложные вопросы речевого развития и воспитания в целом.
Воспитатели ДОУ планируют интересную, насыщенную, а главное результативную работу по внедрению педагогических идей Василия Сухомлинского.

Такие формы работы, как театрализованные представления, праздники, развлечения, литературные викторины, игры-драматизации, музыкально-литературные миксы, широкое использование сказок, мини-занятий, сказок-минуток положительно влияют на обогащение словаря детей специфическими сказочными оборотами, фразеологизмами. Тексты сказок и рассказов помогают малышам правильно строить диалоги, логически мыслить.

В групповых комнатах создаются специальные условия, а именно: изготавливаются различные виды театра, дидактические игры, оформляются уголок примерочные, разрабатывается система методов работы со сказкой. Каждая группа старается иметь отличную коллекцию мягкой игрушки, которую подарили родители. Когда педагоги рассказывают сказку о животных, малыши часто спрашивают, это наш мишка, или какая-то другая игрушка живет в сказке.

Обсуждая различные ситуации на основе сказок, предлагаем детям придумать свои версии. Малыши с удовольствием продолжают сказки или ищут выход из определенной ситуации. Они любят придумывать сказки и часто с удовольствием разыгрывают и рассказывают родителям, товарищам, ведь это-плод их фантазии.

В дошкольном учреждении систематически проходят разнообразные выставки работ по сюжетам рассказов и сказок выдающегося педагога, на которых дети, родители и педагоги демонстрируют свои творческие работы. А в этих работах всегда звучит чувство любви, нежное преклонение перед красотой, таинственное стремление к совершенству.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения большое внимание уделяет вопросу духовной нравственности малышей. Творческой группой учреждения оформляется «Галерея духовности», осуществляющаяся по авторской методе воспитания основ духовно-нравственной направленности детей дошкольного возраста «Свеча надежды», например, разработанная педагогами одного дошкольного учреждения.

Неотъемлемый атрибут «Галереи духовности»-это информационный блок для педагогов, родителей и детей, который размещен в удобном месте и состоит из 6 секторов, имеющих определенные темы:

1 сектор-Нормы нравственности по педагогическим наследием В.А.Сухомлинского

2 сектор -Духовные ценности семьи и семьи

3 сектор-Нравственные основы христианства

4 сектор - К истокам народной культуры

5 сектор-Прикладное искусство в формировании общечеловеческих ценностей

6 сектор - Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

В первом секторе собраны материалы, теооретичного и практического содержания, которые раскрывают основные моральные ценности, ориентиры, убеждения дошкольников на основе педагогического наследия Василия Александровича Сухомлинского.

Работа «Галереи духовности» не ограничивается одними занятиями как наиболее известной и популярной организационной формой.

Основными ее формами и видами являются: беседы-размышления, беседы-обсуждения, прочтение худ.произведений духовно-нравственного направления, моделирование воспитателем жизненно-бытовых ситуаций, требующих нравственного подхода в выборе, встречи с интересными людьми и тому подобное.

Кроме макетов, предметов, экспонатов по произведениям Сухомлинского «Галерея духовности» очень богата народной мудростью. Есть в ней и сказка и легенда, песня и дума, загадка, пословица и поговорка, веселая развлекаловка и нежная колыбельная, интересная игра и мирилочка-дразнилочка.

Понимать ребенка-значит понимать его психологию, заглянуть в глубину его души.

По этому поводу в детском саду успешно функционирует психологическая служба, которая обеспечивает вооружение педагогов, родителей специальными знаниями и умениями, «Методами человековедения», как отмечал Сухомлинский. Итак, понимать ребенка-это значит понимать мотивы ее поступков и потребностей.

С целью повышения психологической культуры и профессиональной компетентности воспитателей планируется и осуществляется система образовательных мероприятий. Тематика занятий практического психолога с детьми, родителями, педагогами исходит из потребностей сегодняшнего дня.

Ссылка на основную публикацию