Феномен «засушенного сердца»


В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца».

«Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит и ребенка. Так, наши малыши много времени проводят у телевизора, за компьютером, с мобильным телефоном.

Это ограничивает их общение с взрослыми и сверстниками, блокирует чувственные каналы, существенно ограничивает возможности по обогащению эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Весьма заметен тот факт, что у современных детей недостаточно развиты эмпатийные чувства: они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать.

Психологи характеризуют эмоциональность как проявление устойчивых переживаний человека (волнение, радости, горя, чувство восторга, стыда, любви, ненависти и тому подобное), как устойчивое свойство личности. Психолог К. Изард считает эмоции одним из признаков человечности, особенно способность сопереживать чужим эмоциям, проявлять эмпатию.

Это обеспечивает вариативность поведения человека, необходимую для его успешного взаимодействия с окружающей средой и адаптации к его условиям.

Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и воспитатели должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия.

На вопрос, стоит ли ребенку рассказывать о человеческих страданиях и горе, а тем более демонстрировать их, Василий Александрович Сухомлинский отвечал утвердительно.

Он советовал привлекать внимание детей к проблемам старых, немощных, одиноких людей, инвалидов, вызвать сочувствие, желание помогать, облегчать их страдания. Современные исследования показывают, что у детей часто отсутствует сочувствие к взрослым людям.

Дети обнимаютсяОни более склонны проявлять его к животным, малышам и к самим себе как к наиболее беззащитным, по их мнению, слабым, существам. А взрослые, по их мнению, не нуждаются в помощи.

Если ребенок научится жалеть других, он будет чувствовать себя сильнее и увереннее в правильности своих моральных поступков.

Задумаемся над словами великого педагога и возьмем их для себя за правило: «Я глубоко убежден, дорогие родители и учителя: человек начинается с того, что он принимает близко к сердцу заботы и печали, тревоги и волнения другого человека, — говорил он. — С того, что боль сердца другого человека становится болью его сердца».

«...Помните, дорогие родители, что нужнее всего вашему сыну или дочери заботы о нем — это ваша забота о том, чтобы в его сердце вошли радости и печали других людей».

Ссылка на основную публикацию