Задача педагогов – вырастить компетентную личность, способную самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, отстаивать свое достоинство, реализовывать природные возможности.
Важно, как полученные знания влияют на компетентность дошкольника:
- пригодятся ли в реальной жизни;
- способствуют ли развитию самостоятельности ребенка;
- сформируют ли творческое отношение к жизни.
Необходимо подчеркнуть, что система правового образования и воспитания должна быть непрерывной, начиная с дошкольного учреждения.
В семье, детском саду и тем более, начиная с первого года обучения, ребенку приходится сталкиваться с определенными правилами поведения, выбирать определенное отношение к ним: быть вежливым, честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых и т.п.
Для детей эти явления выступают и как моральные, и как правовые, потому что они еще не могут разделить морально допустимое и законное. Эти понятия выступают как единое целое.
Работу дошкольного учреждения необходимо направлять в трех направлениях:
- методическая и контрольно-аналитическая работа с педагогами;
- учебно-воспитательная работа по правовой образованности дошкольников;
- работа с родителями.
Для оказания методической помощи воспитателям целесообразно проводить мониторинг с целью выявления уровня осведомленности педагогов по проблемам правового воспитания.
Задачи методической работы с педагогами:
- знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
- определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
- вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.
Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.
Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.
Познавательные задачи
формировать у дошкольников:
- понимание ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья людей;
- представление о нашей стране, ее законах, правах и обязанностях людей, правилах и нормах их сосуществования в социуме;
- правовое сознание, умение действовать в соответствии с законом;
- уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; утверждать гуманистическую мораль;
- адекватную самооценку, как регулятор морального поведения, что составляет основу таких чувств, как долг, ответственность, стыд, вина, совесть;
- осознание своей зависимости от представителей старшего поколения;
- понимание обязанностей относительно младших, внимательно и заботливо относиться к ним, опекать их, помогать им, проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения;
- навыки безопасного поведения при агрессивном поведении сверстников или взрослых, умение быстро обращаться за помощью в критической ситуации.
Учитывая возрастные особенности дошкольников с детьми необходимо общаться на понятном для них языке и исходить из следующих принципов:
- связи правового воспитания с практическими жизненными ситуациями;
- содержание информации должно соответствовать возрастному уровню жизненного опыта, мировоззрения, особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
- сочетание коллективного и индивидуального подходов;
- единстве правового и нравственного воспитания;
- логической последовательности правового воспитания: от получения знаний о нормах, до усвоения их на практике, и в дальнейшем к формированию осознанной установки относительно необходимости соблюдения каждым человеком;
- приоритета игровых методов правового обучения и воспитания с целью активизации интереса к усвоению норм проживания в обществе;
- интеграция различных видов детской деятельности;
- целенаправленное использование народоведческого материала и художественных произведений;
- постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.
Как известно, права не существуют без обязанностей. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей – главная суть воспитания правосознания. Что же такое обязанность в детском понимании?
Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.
Как известно, ведущим видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Практика показывает, что игра – та волшебная палочка, которая превращает процесс обучения в интересное, захватывающее приключение.
Игра ориентирует малыша в социальной действительности, воспитывает в нем стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Игре детей нужно уделять большое внимание и тому, что в ней формируется характер, волевые качества, происходит «обучение жизни» по определенным правилам. Иначе говоря, в игре дети регламентируют свое поведение с помощью правил. Они ведут себя естественно и непринужденно.
В игре воспитывается позитивная самооценка и формируется на ее основе «Я»-концепция.
Используя разнообразные игровые упражнения, дети гораздо легче усваивают материал, работают с большим интересом.
В плане воспитательной работы с дошкольниками целесообразно проводить:
- игры-упражнения на актуализацию «Я»;
- игры-упражнения, в которых детям предлагается решить ситуации с определенным морально-правовым содержанием;
- дидактические игры, например, «Сравни героев сказок», «Какое право нарушено», «Что хорошо, а что плохо», «Ступени правды (доброты, вежливости)» и другие;
- игры-стратегии и сюжетно-ролевые игры.
Необходимо отметить, что процесс осознания ребенком себя как реально действующего лица находится под сильным влиянием так называемого идеального самообраза. Он формируется на ранних этапах развития личности в условиях положительных эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми, а также в результате отождествления себя с героями сказок, рассказов – носителями высоких моральных качеств.
Поэтому необходимо широко обращаться к произведениям художественной литературы и устного народного творчества. Благодаря умелому педагогическому руководству можно направить эмоциональное восприятие дошкольников художественных произведений в русло морального и правовоспитательной образования.
Особого признания среди педагогов получила, конечно, сказка как доступный и влиятельный жанр народного творчества.
Сказочные сюжеты, построенные на противопоставлении добра и зла, их борьбе, содержат яркие примеры гуманного и антигуманного поведения. Осуждая зло, разоблачая жестокость, сказки убеждают в необходимости отношений на началах добра и гуманизма.
Поэтому предлагается чтение произведений художественной литературы, в частности, сказок с последующим их обсуждением.
Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.
Приведем несколько предложений относительно таких занятий:
- нарисовать словесный портрет действующих лиц;
- придумать другое окончание сказки;
- придумать сюжет, когда сказочные герои меняют свое поведение, и их поступки уже не причиняют боли, обиды, пренебрежения другим;
ввести в сказочный сюжет нового героя; - представить себя на месте того или иного персонажа, передать его состояние, чувства и тому подобное.
Со старшими дошкольниками проводятся нравственно-этические беседы на такие темы: «Правила доброты», «Наши обязанности», «Как я могу помочь родителям», «Правила честности», «Добрые и плохие поступки» и другие. Интересным является метод условных знаков «Права ребенка».
Как известно, дети очень любят развлечения.
Развлечение проводится с целью обобщения всего, чему дети научились. Подбирая их, педагогам нужно применять материал, имеющий и правовиховну ценность. Песенки, стихи, сценки ненавязчиво, образно учат, что стыдно лениться, быть неряхой, обижать меньших и более слабых, лгать и т.д.
Но надо отметить, что без предварительной работы педагога детвора только смеется над «героями» произведений, не делая для себя никаких выводов.
Следовательно, следует усилить эмоциональные акценты бесед – ведь дети воспринимают мир прежде всего сердцем, чувствами, а уже потом умом. Поэтому имеем о негативном всегда говорить с отвращением, гневом, презрением, а о положительном – восторженно, с искренним уважением.
В правообразовательной работе с детьми целесообразно также использовать средства театра.
Как отмечают психологи, использование театра и элементов театрализованных действий расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой человека. Искусство театра влияет не только на сознание актера и зрителя, но и на глубинные психические процессы.
Ребенок не осознает того глубокого следа, который оставляет в его душе знакомство с театральным представлением, участие в драматизациях или театрализованных действиях, а взрослый видит «отзывы» благотворного влияния искусства в поведении, речи, жестах питомца.
Как известно, ведущую роль в воспитании детей играет семья. Это – первый очаг воспитания человечности, национального сознания, патриотизма и демократизма. Здесь прививают детям здоровые нормы и навыки культурного поведения, учат уважать родной язык, национальные обычаи и традиции, готовят к жизни.
Именно семья закладывает основы воспитания, особая прочность которого объясняется тем, что базируется оно на любви между родителями и детьми и теплые кровных взаимоотношений.
Пока мы наблюдаем, что во многих семьях основной педагогический арсенал в отношении детей состоит лишь из собственного детского опыта нынешних родителей.
Далеко не всегда в семьях почитают права ребенка, способствующих воспитанию свободной, самостоятельной, ответственной и демократически ориентированной личности.
Поэтому насущной задачей является создание своеобразного педагогического всеобуча родителей.
Главное в сотрудничестве с каждой семьей – помочь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии.
Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.
Критерием результативности нравственно-правового воспитания дошкольников выступает совокупность следующих показателей: знания ребенком способов поведения с определенными моральными правилами, соблюдение их в разных видах деятельности – в игре, в играх-занятиях, в трудовой, бытовой деятельности; понимания значения нравственного поведения; знание ребенком элементарных прав и обязанностей ребенка, понимание связи между понятиями: «право», «правило», «честь», «долг», понимание своего статуса в обществе, умения анализировать поведение взрослых по отношению к детям, стремление ребенка к высокой самооценки.
Понимание детьми нравственно-правового содержания способов поведения способствует превращению внешних, объективно заданных правил поведения во внутренние мотивы.