Какие они наши эмоциональные дети?


Ребенок уже с первых лет своей жизни встречается с многообразием объектов окружающей среды, событий, отношений, настроений, мыслей. что отражается, конечно же, на эмоциональное состояние ребенка.

Дети и окружающий мир

Контакты с окружающим миром, бесспорно, влияют на малыша положительно, расширяя его кругозор, давая первые уроки общения с природой, сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Однако они могут содержать в себе полную опасность для физического и психического здоровья дошкольника, поскольку у него еще не сформированы механизмы регуляции и критическое отношение к действительности, нет достаточного объема представлений о хорошем и плохом, полезном и вредном, обязательном и желательном, дозволенном и запретном и тому подобное.

Жизнь и детские эмоции

К сожалению, современная жизнь вокруг ребенка насыщена именно негативными проявлениями.

Он может их почувствовать в семье, на детской площадке, в дошкольном учреждении, транспорте, магазине, других общественных местах.

Как следствие, уже в недалеком будущем это может вызвать различные нарушения нервно-психического состояния (тревожность, капризы, плаксивость, расстройства сна и аппетита, чрезмерная возбудимость или заторможенность в поведении, даже — ранние неврозы, депрессивные или агрессивные состояния), а впоследствии наложить негативный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка, характер его личности, мировосприятия.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок вырос пессимистом, постоянно недовольным всем и всеми, склонным к критиканству, обвинениям, скуке и неспособным видеть светлое в жизни, вносить в бытие радость, красоту, оптимизм.

Как же научить малыша радоваться жизни и воспитать из него позитивно настроенную личность?

Диалог в общении

Готовых рецептов не существует. Хотя основное решение этой проблемы лежит в психологической плоскости, и это вовсе не означает необходимости непременно обращаться за консультациями к психологам.

Родители и сами могут ему помочь. Здесь главное — любить своего ребенка, проявлять постоянное внимание и заботу не только о его физическом, но и о психическом состоянии, своевременно замечать положительные и отрицательные изменения этих состояний и реагировать на них адекватными способами.

Эмоциональные потребности детей

Детские психологи утверждают, что в каждом ребенке от рождения заложены определенные эмоциональные потребности, и для того, чтобы ребенок был эмоционально устойчивым, выносливым, жизнерадостным, эти потребности необходимо удовлетворять.

Потребность в любви

Среди них важнейшая — потребность в любви и внимании. Когда ребенок чувствует, что его действительно любят, что он желанный, его развитие будет проходить нормально, в оптимальном темпе, в оптимальные сроки, под защитой и руководством родительской любви.

Без этой любви могут случаться тревожное эмоциональное состояние ребенка, нарушения, задержки социального развития личности, для коррекции которых иногда маловато педагогических усилий, а нужна помощь врача-психиатра, психолога.

Родительская ласка

Конечно, родители считают, что любят своих детей, но понимание родительской любви у разных людей разное. К сожалению, не всегда оно совпадает с эмоциональной потребностью самих детей.

Для них главное — ласковое слово, доверительный разговор, своевременный совет или предостережение, теплый взгляд, родительские объятия, поцелуй, а вовсе не формальное удовлетворение их физических, материальных потребностей.

Осознавая важность решения поставленной проблемы для личностного роста дошкольника, родители должны делать определенные шаги в данном направлении.

Начните с себя!

Какие бы сюрпризы не приготовила Вам жизнь, старайтесь сдерживать свои эмоции, скрывать плохое настроение, контролируйте собственные высказывания и действия в проблемных ситуациях.

Не переносите негатив своего состояния на близких людей, в первую очередь, на детей, но и не устраивайте демонстративной изоляции от мира, когда Вам плохо.

Помните: свидетелями таких сцен чаще всего становятся беззащитные дети, которые не способны адекватно оценить ситуацию, сделать правильные выводы, а тем более — Вам помочь.

Если же Вы чувствуете потребность снять напряжение, сделайте это не в присутствии ребенка и в приемлемом способе (без грубых слов, крика, табака и алкоголя).

Только родители, которые владеют собой, способны к следующему шагу.

Наблюдайте за малышом

Фиксируйте для себя эмоциональное состояние ребенка. его достижения и неудачи, изучайте особенности общения, поведенческих реакций ребенка и их причины: что именно вызывает у него недовольство, грусть, смену настроения, радость, эмоциональный подъем, чем любит заниматься, где бывать, с кем охотнее общается или избегает контактов и тому подобное.

Учитывайте эмоциональное состояние ребенка, врожденные психологические проявления нервной системы, то есть специфику его темперамента, и опирайтесь на наиболее положительные из них в воспитании жизнерадостности дошкольника.

Эмоциональное состояние ребенка — сангвиника

Легче всего с ребенком-сангвиником, которая благодаря природной уравновешенности, силе и подвижности нервных процессов отличается эмоциональной восприимчивостью, открытостью для контактов с миром людей, предметов, природы, несклонностью к длительному безделью, недовольству, веселости и тому подобное.

Поддерживайте его оптимистическую настроенность, скорректируйте детскую активность так, чтобы любая деятельность разворачивалась на мотивированном интересе, доводилась до конца и приносила удовлетворение результатами.

Поскольку такой ребенок легко поддается постороннему влиянию, избегайте чрезмерной регламентации, диктата, дайте ему возможность выразить собственную позицию, взгляд на вещи и ситуации, не лишайте его самодостаточности.

Флегматичный ребенок

Такой малыш через малоподвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе иногда кажется равнодушным, неэмоциональным, замкнутым и печальным. И на самом деле он активно переживает события, впечатления «внутри себя».

Пусть Вас не удивляет отсутствие открытого проявления эмоций, например, на долгожданный подарок, встреча с близким человеком, приятное предложение или оскорбление, неудачу.

Такой ребенок не будет постоянно улыбаться, прыгать от радости, на глазах у всех надрываться плачем, однако изредка способен и на такие бурные реакции.

Как понять ребенка?

Чтобы понять его настроение, душевное состояние, определить характер мировосприятия, важно на основе доверительных отношений чаще разговаривать с ним на разные темы, учить проявлять свое отношение адекватными его натуре способами (словом, рисунками, музыкой, пением и др.).

Сформировать радостную, жизнеутверждающую позицию, уверенность в собственных силах поможет ненавязчивое привлечение такого ребенка к активным видам деятельности (пляскам, подвижным, спортивным играм и упражнениям, развлечениям, труду по хозяйству, в природе и т.д.), в которых он преодолеет нерешительность, замкнутость и настроится на достижение успеха путем публичного проявления своих возможностей.

Дети холерики

Особые хлопоты причиняют дети-холерики, гиперактивные, гиперэмоциональные, «неуправляемые».

Их мировосприятию свойственен резкий перепад отношений, оценок, настроений от восхищения, возвышения до отрицания, протеста, подавленности.

Опираясь на эмоциональное состояние ребенка и врожденную склонность холериков радоваться жизни, взрослые должны удерживать стабильность положительных психических состояний у них и обучать эмоциональной регуляции поведения, деятельности.

А для этого попутно упражнять их в умении быть эмоционально уравновешенными, соответствующими ситуации или событиям, состоянию окружающих людей, сдерживать негативные эмоции.

Дети — лидеры

Помните, что дети-холерики являются лидерами, организаторами от природы и комфортно себя чувствуют, когда находятся в центре внимания и признаны окружением.

Позволяйте им самореализовываться в лидерстве, но держите под контролем взаимоотношения со сверстниками, помогайте в гармонизации этих отношений для избежания конфликтов, используйте присущую им чуткость и неравнодушие к окружающему, корректируйте их инициативы в позитивное русло.

Меланхоличные дети

Наименее жизнерадостными есть дети с меланхолическим типом нервной системы. Они склонны к длительному безделью, тревожности, пессимизму, неуверенные в себе, обидчивые, воспринимают мир как сквозь темные очки, боятся даже незначительных трудностей и неудач, опасностей.

Опираясь на уязвимость, способность таких детей глубоко переживать и понимать чувства как свои, так и других людей, родители должны окружить их особой любовью, атмосферой покоя, уюта, защищенности и наполнять их бытие положительными эмоциями, впечатлениями.

Как исправить настрой ребенка?

Например, во время прогулок обращайте внимание детей на красивые, интересные, необычные вещи, события (на клумбе расцвели оранжевые тюльпаны, а среди них несколько красных — какое красивое сочетание цветов; а вот кот охотится на воробья, но мы не дадим обидеть беззащитную птичку; поздней осенью зацвели каштаны и рябина, а среди зимы — барвинок и др.).

В ситуациях, которые обычно вызывают у детей страх, нерешительность, будьте рядом, поощряйте к преодолению негативных эмоций, дайте детям шанс почувствовать удовольствие от проявлений собственной силы, смелости, воли (за руку с отцом, а потом и самостоятельно прокатиться по ледяной дорожке, перелезть через заборчик, отогнать кошку от цыплят и тому подобное).

Ссылка на основную публикацию