Воспитываем интерес к труду у детей


Чтобы поддерживать у детей интерес к труду на разных этапах его формирования, следует применять разнообразные методы и приемы.

Причем следует одновременно задействовать умственные (мыслительные), сенсорные, двигательные (психомоторные) и волевые процессы ребенка. Не стоит забывать и об обеспечении гуманного подхода к руководству посильным трудом дошкольников.

Необходимо создавать условия для того, чтобы выполнение трудовых действий вызвало у детей чувство удовлетворения, радости, способствовало формированию у них основ личностной культуры, развитию индивидуальных интересов, предпочтений и способностей.

Задачи воспитателя в приучении дошкольников к труду

Одна из задач воспитателя в процессе формирования познавательного интереса к труду – доступно раскрывать детям его роль в жизни и здоровье человека, подводить их к самостоятельным выводам о полезности, общественной значимости труда, взаимозависимости различных его видов.

Лучше всего это делать на примере выполнения представителями различных профессий своих трудовых обязанностей. Здесь важно поддерживать интерес дошкольников к нравственной направленности деятельности взрослых, обращать внимание на то, что они пытаются старательно, качественно выполнять трудовые задачи, согласовывать свои действия.

Чтобы заинтересовать детей, педагог, представляя каждую профессию, должен подобрать ярко выраженные ее признаки. Увлекательными могут быть экскурсии на производство, рассказы людей разных профессий.

Например: во время встречи с работниками сельского хозяйства дошкольники знакомятся с их работой, с техникой, оборудованием и орудиями труда, последовательностью выполнения трудовых действий и их влиянием на результат. Стоит дать детям представление о том, что люди, которые работают в сельском хозяйстве, снабжают население продуктами питания, а промышленность сырьем.

Знакомить дошкольников с производствами, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, необходимо по такой схеме: - продукция - предприятие - сырье - место, куда отправляют

Так, у детей формируется представление об общественной необходимости профессий, их взаимосвязь. Дети шестого года жизни способны анализировать, обобщать, приобретать конкретные знания. Поэтому важно включать их в познавательную деятельность, стимулировать вопросами причинного характера: «почему надо подклеивать книгу?», «Зачем аккуратно складывать вещи в шкафу?» и тому подобное. Дошкольники должны понимать значение достигнутого результата трудовых усилий, перед ними стоит раскрывать эмоциональную привлекательность процесса труда.

Например, вырвали сорняки в цветнике – растениям стало свободнее, они получили больше света и тепла от солнца, питательных веществ из почвы; убрали в комнате стало чисто и уютно. Если работа будет приносить малышам удовольствие, будет эмоционально захватывающей, это будет стимулировать их волевые усилия во время преодоления трудностей.

Процесс организации трудовой деятельности детей

Организуя трудовую деятельность дошкольников, следует не просто предлагать им выполнить определенную работу, а добиваться того, чтобы дети восприняли задание не как навязанное взрослым, а как выбранное ими самими.

Например, педагог говорит воспитанникам: «Младшие дети охотно играют в «Магазин». Но им не хватает игрушек для этой игры. Как вы думаете, смогут ли малыши изготовить их сами? Интересно, а под силу ли вам эта работа? Или, может, подождем, пока подрастете?» или другой пример: воспитатель сообщает, что в горшках с комнатными растениями затвердела земля. Ее надо разрыхлить, но осторожно, чтобы не повредить корешков. Обращается к детям: «Кто же справится с этим сложным заданием?» такие поощрительные приемы не только побуждают детей к активности, но и способствуют развитию у них чувства собственного достоинства.

Желательно привлекать детей к планированию трудового процесса, учитывая при этом предпочтения каждого малыша. Педагог задает вопрос: «С чего лучше начать эту работу?», «Что надо сделать потом?» и тому подобное. Активность и интерес к трудовой деятельности возрастут, если во время обсуждения плана побуждать детей высказывать свои пожелания, предложения: «Что тебе нравится в этой работе? Как бы ты выполнил ее?» целесообразно также обсудить с дошкольниками, с какими трудовыми задачами они смогут справиться сами, а где нужна помощь взрослого.

Дети несут сухие листьяОрганизовывая трудовое воспитание детей и предлагая даже новые для детей дела, желательно избегать прямых конкретных указаний, отдавать предпочтение созданию проблемных ситуаций. Так, можно предложить воспитанникам самостоятельно выбрать из имеющегося ассортимента нужное оборудование и материалы для работы.

Игра в трудовом воспитании

Стоит предоставлять трудовые задачи игрового направления, потому что именно игровая ситуация вызывает и формирует у старших дошкольников интерес. Так, к детям «обращаются за помощью» сказочные персонажи; «оживают» обычные вещи; открываются «фабрика игрушек», «мастерская трудолюбивых гномиков»; проводится День Мойдодыра и тому подобное. Трудовые умения и навыки успешно закрепляются во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Школа», «Парикмахерская», «Библиотека», «Магазин» и др.

В развитии интереса и формировании привычки значительную роль играет контролирование педагогом выполнения детьми трудовых действий, их самостоятельной организации посильной труда. Это можно делать различными способами. Например, перед игрой с элементами трудовых действий воспитатель раздает дошкольникам карточки, где каждый в ходе игры проставляет порядковый номер выполняемых действий. Это дает возможность проконтролировать труд детей, усвоение детьми последовательности операций, выявить детей, которые избегают трудовых задач.

В ходе выполнения дошкольниками работы стоит отмечать успешные промежуточные результаты, стимулировать желание устранить недостатки, довести начатое до конца.

Коллективный труд детей

Во время коллективной трудовой деятельности (сознательное стремление к ней является важным достоянием старшего дошкольного возраста) контроль осуществляет не только педагог, но и сами дети. Они не только управляют собственным поведением, контролируют свои действия, но и наблюдают за работой друг друга, оказывают помощь тому, кто в ней нуждается. Взрослый вмешивается только в том случае, если взаимопомощь детей оказалась неэффективной.

Контролируя труд детей, выполнение дошкольниками трудовых действий, соблюдения ими гигиенических требований, выполнение постоянного или временного поручения, педагог обязательно должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого воспитанника.

Особого внимания требуют застенчивые, неуверенные в себе дети. Желательно замечать и одобрять их даже незначительные успехи. В формировании желания и умения старательно, добросовестно относиться к трудовым задачам значительную роль играет педагогическая оценка детского труда. Так, получая положительный результат, малыш испытывает положительные эмоции, которые побуждают его к дальнейшим трудовым усилиям, побуждают расширять диапазон деятельности.

Оценка детского труда

Старшие дошкольники особенно чувствительны к оценке воспитателя. Они воспринимают его не относительно своих действий, а в отношении себя как личности. Поэтому желательно, чтобы воспитатель, прежде всего, отмечал достижения ребенка, а не сосредотачивался на недостатках в его работе. Если положительные оценочные суждения высказываются в присутствии других детей, это добавляет радостных переживаний тому, чье поведение заслуживает одобрения, и косвенно действует на сверстников.

Важно учить детей радоваться как своим успехам, так и достижениям товарищей: «Пожалуй, вам всем приятно, что Таня смогла вышить такую красивую салфетку. Поздравим её с удачной работой!» не стоит противопоставлять результаты труда воспитанников, ибо это унижает достоинство одних и может вызвать пренебрежительное отношение других. Ребенку, который не справился с трудовым заданием, нужно объяснить причины неудачи, выразить сочувствие и помочь: «Не грусти. Когда учишься чему-то новому, не сразу получается. Я тебе покажу еще раз. Ты сможешь сделать еще лучше». При этом помощь не должна переходить в чрезмерную опеку. Предоставлять ее следует тогда, когда ребенок не смог самостоятельно преодолеть трудности даже после неоднократных попыток.

Ребенок и лопатаОценивая трудовое воспитание детей и его результат, следует помнить слова из Комментария к Базовому компоненту дошкольного образования, где отмечается: «когда в поле внимания педагога – соотношение между реальными показателями конечного продукта, вложенными личностными усилиями исполнителя и его способностями, тогда можно говорить о реализации личностного ориентированного подхода».

К тому же, если дети охотно принимают предложение взрослого выполнить определенное трудовое задание, получают радость, удовольствие от работы, сами обращаются с просьбой назначить их дежурными или дать какое-то поручение, можно быть уверенным, что руководство их трудовой деятельностью осуществляется гуманными принципами.

Ссылка на основную публикацию