Особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей в младшем дошкольном возрасте

Ведущая деятельность: ее характеристика

Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно через СР игру ребятишки младшего дошкольного возраста осваивают систему взаимоотношений между людьми (разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей, которые она наблюдает в повседневной жизни).

Именно через игру можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит, прежде всего, как носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли). Усвоение социального опыта взаимоотношений людей в 3-4 года идет на эмоциональном уровне.

Это – именно преимущественно усвоение, а не моделирование отношений взрослого мира, поэтому и сюжеты в этот период достаточно однообразны: «дочки-матери», «детский сад», «больница».

Дети играютСодержание ролей, которые выполняют малыши младшего дошкольного возраста, небогатый: роль врача ограничивается выслушиванием больного, роль матери – качание ребенка.

Сама роль довольно неустойчива и может меняться в процессе игры. «воспитательница» может со временем превратиться в «медсестру», «мать» на ребенка».

Неустойчивость выбранных в начале игры ролей свидетельствует о том, что детям этого возраста еще трудно поддерживать мысленный внутренний план событий.

Соединившись в небольшой коллектив и распределив роли, ребятишки младшего дошкольного возраста уже не интересуются поведением друг друга и играют сами по себе, но эпизодически они могут обменяться игрушками, показать что-то друг другу, а потом снова играют наедине.

Игра такая может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться с собственного желания, замысла ребенка. Именно в последнем виде ребенок младшего дошкольного возраста больше всего развивается умственно и как личность, потому что именно эта игра строится на материале значимых для ребенка младшего дошкольного периода жизни чувств и впечатлений.

Другие виды деятельности

С 3-х до 4-х лет у детей формируется элементарное самообслуживание и труд. Так, ребенок может помогать матери тереть морковку, когда та готовит еду. Возникая на основе простого любопытства, эти действия постепенно вплетаются в более сложные отношения взаимопомощи, координации, распределения обязанностей между взрослыми и ребенком. Это, в свою очередь, порождает осознание значения своих действий для других, их важности.

Основным здесь является то, что ребенок готов себя элементарно обслуживать и усвоить простые правила культуры быта.

В дальнейшем развиваются другие виды художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста: музыкальная, художественно-речевая. Младший дошкольник может сравнить тихую и громкую мелодию, различить веселое или грустное настроение музыки, дети уже пытаются передать в движении ее ритм.

Вообще, общая высокая подвижность в этом возрасте, яркая эмоциональная отзывчивость приводит к тому, что движение под музыку является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности трехлетнего ребенка.

Однако, слуховое внимание еще неустойчиво, голос только начинает формироваться, поэтому способности к пению слабые. В 3-4 года появляются первые признаки музыкальной одаренности.

Дети этого дошкольного возраста могут различать поэтический и прозаический тексты, у них повышается интерес к слушанию сказок, стихов.

Игра детейВ процессе конструирования формируется универсальная способность построения любой детской деятельности и развивается креативность. На наглядном уровне оттачивается умение создания целостности из различных единиц и разными способами.

Постепенно это умение переходит во внутренний план действий деятельности ребенка. В трехлетних детей конструированию имеет ярко выраженный характер сюжетного конструирования, которое слито с сюжетно-ролевой игрой: строится дом, который является жилищем для зайчика.

Речь

Социальная ситуация развития, растущие потребности ребенка становятся факторами развития новых форм речи. Оно все более приобретает характеристика диалогичности.

Речь ребенка понятна не только лишь в определенной ситуации, но и становится понятным вообще, адекватно употребляются слова за их содержанием и контекстом.

Дети в этот период не только комментируют свои действия и с помощью слова регулируют их выполнение, но и корректируют поведение другого, планируют ближайшие цели, распределяют роли в игре. Однако речь все еще имеет внешнюю форму устной речи.

В этот период чрезвычайно высокая творческая направленность вещания. Так, дети конструируют слова, отсутствующие в словаре взрослого, комбинируют разные части слов между собой. Ребенок может образовать глагол от существительного и наоборот.

Так «копатка» образовано от слова «копать», а по форме напоминает существительное «лопатка».

Расширяется употребление детьми различных частей предложения. Новым является появление антонимов, обобщающих слов (одежда, обувь, посуда).

Наблюдаются значимые индивидуальные различия в развитии речевых способностей детей.

Воображение

Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и называть их. Так, в белом круге, что изображено на сером кругу, одна и также ребенок может «увидеть» миску, мяч, глаз человека, часы, яблоко, др.

Воображение продолжает быть все такой же неустойчивой, как и раньше, образы быстро меняются под влиянием внешних впечатлений.

Внимание – непроизвольное.

Эмоциональное развитие

Чувства ярко выражены и ситуативные. Дети легко проникаются эмоциями других. Они не только бессознательно проникаются чувствами других, но и могут их заметить, особенно у близких людей, обратить на них внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроению и отношение к себе окружающих.

Формируются моральные и интеллектуальные эмоции детей. Дети испытывают гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряются взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.

Характерным является то, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает только в конкретной реальной ситуации.

В целом дети достаточно импульсивные, эмоции легко возникают и быстро проходят.

Развитие волевой сферы

Вещание начинает играть значительную роль в регуляции деятельности ребенка. Однако детям этого возраста присущ ситуативный неумышленный характер деятельности. Им недоступно длительное намеренное осознанное контролирование своих движений.

Дети еще не умеют соотносить результат и условия деятельности, контролировать процесс достижения цели. Легко теряют основную цель деятельности.

Ссылка на основную публикацию