Ох уж этот ранний возраст…

Ребенок раннего возраста Возрастные особенности дошкольника


Какой возраст является ранним, и каковы его особенности в развитии малыша? Над этим вопросом задумывается большинство родителей, как только у них появляется новый член семьи.

Из разных источников мы узнаем, что ранним возрастом считается не весь период от рождения до момента, когда ребенок встал на ноги и произнес свои первые слова.

На самом деле, ранний возраст начинается гораздо позднее, чем младенчество. Это приблизительно от одного года до трех.

Этому периоду характерно интенсивное развитие ребенка во всех сферах. Данный процесс осуществляется в результате тесного взаимодействия с окружением, с миром предметов и людей.

Весь организм ребенка раннего возраста подвержен быстрому развитию. Устанавливаются всевозможные рефлексы, укореняются привычки. Кстати, как хорошие, так и плохие. Интересен факт, что плохие привычки формируются и развиваются значительно быстрее и устойчивее.

Только в раннем возрасте можно наблюдать, как стремительно происходит преобразование маленького человека. Из беспомощного неумелого и несмышленого малыш превращается в понятливое и много-умеющее дитя.

Ни один другой период возрастного развития не раскроет нам быстроту формирования личности ребенка, как период раннего развития.

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

Ребенок у зеркалаВ первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок уже не только ползает, он пытается или уже встал на ноги и пошел. И очень быстро пошел. Чаще всего, дети, делая первые шаги, не идут медленно, а просто молниеносно начинают бегать.

Долго же они сидели на одном месте, теперь им хочется как можно быстрее освоить все рядом и далеко находящееся от них пространство.

Перемещение по комнате доставляет им огромное удовольствие. По пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. И все это моментально летит во все стороны. Тут нужен глаз да глаз, чтобы малыш не навредил себе любимому такой двигательной активностью.

Да, кстати, я неспроста употребила эту фразу «себе любимому», ведь, забегая вперед, скажу, что в этом возрасте начинается становление самооценки ребенка. Именно теперь он требует к себе особой любви и заботы. И малыш чувствует, что его должны любить. Своим пронзительным, просто душераздирающим временами криком он требует к себе особого внимания.

Но вернемся к тому, что, ухватив любой предмет, ребенок рефлексивно тянет его в рот. И не потому что он чрезвычайно голоден и готов съесть любую вещь. А потому что таким образом ребенок знакомиться с предметами и их свойствами.

Руками ребенок ощупывает предмет, и его головной мозг получает важную информацию о предмете. Ощущая предмет во рту, ребенок также узнает о вкусовых свойствах той или иной вещи.

Такая информация очень нужна ребенку, чтобы он, хоть и неосознанно, но понимал, что можно брать, что съедобно, а что вредно. Первые ощущения закладывают в мозговой деятельности малыша первичные знания и представления о разных предметах.

Зачастую ребенку в руки попадаются очень опасные вещи. Это могут быть острые, горячие или другие штучки. Понятно, что ребенок должен узнать и о таких свойствах, но лучше этот процесс сопровождать. Например, чтобы ребенок знал горячие предметы, можно слегка повысив температуру утюга (чуть-чуть теплее температуры тела ребенка), дать ему притронуться.

Такая «горячесть» не критическая, ребенок не обожжется, но он почувствует разницу в температурном режиме, и это даст ему на будущее рефлекс отдергивания. Скорее всего, он не будет иметь желание в дальнейшем прикасаться к таким вещам, так как они неприятны на ощущение.

С острыми предметами также лучше познакомить заранее. Легонько покалывая ребенка чем-то острым, тем самым вызывая неприятные ощущения, мы предотвратим любопытство ребенка к таким вещам в дальнейшем.

Но все это нужно проделывать самим родителям. Не давать ребенку самостоятельно изучать свойства опасных предметов. А знакомить с ними надо обязательно!

Ну о полезных вещах говорить гораздо приятнее.

Например, первое знакомство ребенка с книгой. Красочные иллюстрации, множество картинок привлечет глаз ребенка. Разглядывая картинки у ребенка развиваются психические процессы. Ребенок запоминает героев сказок, он учится отличать красивые картинки от уродливых.

Если при этом книжку читать, то в памяти откладывается и сюжет истории.

С удивлением можно замечать, что к трем годам ребенок может наизусть знать стишки, рассказывать по памяти длинные сказки.

«Откуда он это знает?» — часто восклицают окружающие. А вот! Знает! Потому что память ребенка раннего возраста значительно крепче, чем у взрослого дяди!

Особенности детей раннего возраста

От 1 до 2 — х лет

С одного года у детей начинаетсяОбщение с малышом формирование важнейших функций головного мозга, что способствует становлению особенностей поведения и формированию характера. Расширяется круг его общения, благодаря тому, что ребенок начинает ходить и вливается в окружающую его действительность.

Общение с другими детьми и взрослыми формирует социальные черты поведения маленького человечка.

Возрастает тяга к познанию. Через прикосновения к разным вещам ребенок получает различного рода полезную и не совсем полезную информацию.
В этом же возрасте претерпевает большие изменения речевая функция малыша. Речь ребенка совершенствуется, окрашивается большим количеством слов.

Постепенно ребенок начинает использовать монологические высказывания, дает определения разным предметам, животным, характеризуя их точными качествами. Например, он точно знает, что «кошечка — это мяу-мяу, а собачка — это гав-гав». И никто не сможет переубедить его в обратном.

Словарный запас ребенка стремительно растет
. Появляются фразы, взятые из обихода общения взрослых, находящихся рядом.

Также в период до двух лет ребенку становятся понятны его внутренние ощущения. Можно заметить, что настроение у малыша меняется. Он то весел, то расстроен чем-то. В расстроенных чувствах ребенок демонстративно отворачивается, не хочет разговаривать, откидывает в сторону предложенные ему игрушки, с которыми он долго и увлеченно мог играть в другие моменты.

Рекомендации родителям детей в возрасте от одного до двух лет

Использовать как можно больше игр, вызывающих у ребенка желание произносить разные слова и фразы. Можно применять метод повторения. Чтобы ребенок повторял за взрослым каждое слово или фразу. Очень хорошо играть в называния игрушек, характеризуя каждую словосочетанием в порядке возрастания.

Например, называем игрушку — «лиса». Затем добавляем ей качества — «маленькая лиса» — «маленькая рыжая лиса» — «маленькая рыжая хитрая лиса».

Не надо избегать слов с буквой «р». Пусть ребенок пытается произносить и ее тоже. Коверкать слова, исключая произнесение сложных звуков, тоже не нужно.

В этом возрасте полезны игры, развивающие мелкую моторику. Это могут быть просто переборы игрушек разной формы, разглядывание фигур разного цвета.

Очень полезны игры на угадывание. Например, в надувные шарики помещаем различные игрушки из киндеров, игрушечных животных или что-то в этом роде.

Сквозь шарики их не видно, но ощутить руками легко. Ребенку можно предлагать эти шарики, чтобы он угадал,
кто же там спрятался. Такие тактильные игры очень помогут ребенку развить не только моторику, но и мыслительные способности. Он ведь будет думать и размышлять, что же там такое.

Сейчас очень модно стало использовать различные направления и инновации. Например, использовать метод акватерапии. В воду помещаются различные шарики, другие игрушечки. А ребенок должен прямо в воде перебирать их своими маленькими ручонками. Вода действует успокаивающе, все мышечные функции ладошки расслаблены. В таком состоянии хорошо формировать эмоциональную сферу малыша. Водные игры стимулируют развитие нервной системы ребенка.

Возрастной этап от 2-х до 3-х лет

Возраст трудный, иногда чрезвычайно сложный. Это период активизации нервной системы. От быстрого развития нервные функции ребенка весьма напряжены.

Организм ребенка интенсивно развивается в плане физического преобразования.Ребенок разговаривает

Но это и период интеллектуального развития. Теперь ребенок очень хорошо понимает многие вещи, в том числе правила поведения в обществе.

Если правильно организовать воспитательный процесс в этот период, то очень легко можно закрепить в ребенке нормы нравственного поведения.

Сформировать умение ребенка контролировать и регулировать свои психические процессы, потребности и желания.
В речи ребенка рассматриваемого периода можно наблюдать проявления мышления. Ребенок понимает смысл сказанного. С ним можно беседовать на серьезные темы. Иногда можно услышать от него «тааакое»!

Будет правильно ребенку трех лет позволять исследовать что-то самостоятельно. Например, можно вместе посадить арахисовое семечко, а потом также совместно наблюдать за его ростом. Если же посадить луковицу, то потом можно использовать ее в пищу. Таким образом, начинают формироваться и трудовые умения, если ребенок будет поливать и ухаживать за растением.

Данный этап развития ребенка важен еще и тем, что теперь у него приобретаются социальные навыки общения. Общаясь с детьми и взрослыми, ребенок учится непроизвольно выбирать манеру и способ общения.

Обращаясь к ребенку, взрослые должны быть уравновешенными и внимательными, так как ребенок легко перенимает поведение взрослого. И потом трудно будет что-то скорректировать.

В возрасте до 3 лет ребенок вступает в новый для него круг общения, если переступает порог детского сада.

Чем раньше отдать малыша в группу, тем быстрее он привыкнет к временному отсутствию родителей. И тем быстрее вольется в коллектив, станет его частичкой.

Рекомендации родителям детей данного возраста сводятся к тому, чтобы объяснять малышу, зачем ему нужно посещать детский сад. Следует обучить малыша основным навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь кушать, ходить на горшок. Должен знать свои вещи из одежды.

Было бы хорошо к этому возрасту привить ему навыки благодарения. Тогда он будет на хорошем счету воспитателей. И хотя бы с вашим ребенком у воспитателя проблем не будет.

Со стороны воспитателя же важно не ломать все домашние стереотипы ребенка в первый же день его пребывания в группе. Пусть он постепенно будет привыкать к казенной жизни. Нужно быть с новым ребенком крайне терпеливым. Дети трех лет очень настороженны к чужим людям, они легко возбуждаются от резкого окрика и настроения окружающих. Поэтому воспитатели должны быть ласковы с детьми.

Запретами пользоваться можно и даже нужно, но делать это надо в форме беседы. Если «нельзя», то тут же надо объяснить «почему именно нельзя». Например, нельзя бросать ложку на пол. Почему? Потому что она станет грязная, микробы с нее попадут в животик. Животик будет болеть. И нельзя будет играть. А надо будет лежать в постельке, пока животик не перестанет болеть. Ни в коем случае нельзя пугать детей.

Например, другое объяснение, почему нельзя кидать ложку на пол. Неправильное толкование: ложка замарается. микроб попадет в животик, надо будет идти к врачу, врач будет ставить больнющий укол.

Если пугать ребенка, он будет не перенимать правила поведения за столом, а бояться вообще к этой самой ложке прикасаться.

Таким образом, нужно быть внимательными к своим объяснениям в части каких-либо запретов.

Важный момент в развитии трехлетнего ребенка — его самостоятельность. То есть формирование таковой.

«Я сам» — частые выражения малыша раннего возраста. Неважно, умеет он, или не умеет, но он Будет это делать. Здесь важно не загубить в корне стремления ребенка к деятельностной активности. Ну пусть попробует. Дайте уж вы ему веник в руки. Долго он не сможет подметать за собой мусор, но зато проверит, как оно.

И Оно ему покажется ох каким трудным занятием. В следующий раз может и подумает, стоит ли мусорить, чтобы потом опять выполнять такое трудное задание, как наводить за собой порядок.

Подытожим некоторые моменты

Ранний возраст является возрастом приобретения разных умений и навыков, но и возрастом проверки взрослых на «слабо». Если мы поддадимся на капризы ребенка сейчас, то это «слабо» будет сопровождать нас всю дальнейшую жизнь.

Ребенок — очень умное существо. И быстро понимает, как можно заставить взрослых удовлетворить Все его потребности и желания. Но мы должны быть умнее Его, выбирать правильные подходы к его воспитанию и развитию. Только тогда мы достигнем с нашим ребенком договоренности и согласованности во всем.

Вашему малышу нравится этот мультик? Посмотрите вместе

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector