Психологические особенности детских видов деятельности


На разных возрастных этапах выделяется та или иная ведущая деятельность, в которой оказываются главные потребности и интересы детей и формируются наиболее важные действия, психические процессы и качества.

На первом году жизни развитие ребенка определяется его общением со взрослыми. Младенец является социальным существом, его связи с окружающим изначально опосредуются другим человеком. Мать не только удовлетворяет органические потребности ребенка, кормя, пеленая и вынося на свежий воздух, но и обеспечивает потребность во внешних впечатлениях: когда носит на руках, ощутимо расширяя этим рамки доступного пространства, когда дает игрушки, говорит с ней, поет колыбельную и т.д.

Внешние излияния, особенно зрительные и слуховые, вызывают у ребенка положительные эмоциональные реакции. Потребность во внешних впечатлениях невозможно насытить. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем лучше оказывается его реакция сосредоточения, тем ощутимее позитивные эмоции, а значит, успешнее осуществляется психическое развитие. С возрастом эти потребности перерастают в познавательные.

Каждому малышу присуща потребность двигаться. В первые годы жизни совершенствование движений и действий тесно переплетено с интеллектуальным развитием. Кто постоянно двигается — ползает, ходит, бегает – тот больше видит, обследует, находит, открывает, познает.

Конечно, для родителей немного спокойнее, когда малыш рядом сидит тихонько играет. Но не убиваем ли мы таким образом природные поростки развития?

Реакция на новое дается ребенку самой природой, и мы, взрослые, должны подхватить ее. Здесь берет начало развитие любознательности, он происходит не стихийно, а с наличием определенных условий. Ребенка следует учить удивляться, видеть и замечать, прислушиваться, слушать и слышать, обследовать, ощупывать, заглядывать во все закоулки и др. Понятно, что речь идет не просто о свободе движений и действий ребенка, а о мудрое управление познанием окружающего мира.

Ребенок начинает познавать лишь действуя с ним.

Ребенок за столикомРядом с малышом должен быть взрослый, который эмоционально выразительной форме раскроет перед ним новые и новые грани окружающего, поможет разобраться в множестве одинакового и разного, заметить самое нужное , задержать на нем внимание. Подхватывая проявления заинтересованности ребенка тем или иным предметом или явлением, легко тренировать сосредоточенность его внимания и одновременно учить способности удивляться увиденному и делать собственные открытия.

Под контролем родителя двигательная активность первогодок превращается в почву для последующего развития целенаправленных движений и действий. Когда малыш учится держать игрушки и предметы, возникает потребность обращаться к взрослому по поводу этих игрушек при осуществлении определенных действий с ними, постепенно это перерастает в содеятельность малыша со взрослым, которые привлекают малыша к определенным манипуляциям с предметами. Дети перенимают действия близких людей, а впоследствии и их язык и поведение. Способность к подражанию постепенно усложняется.

Эмоциональное, ласковое общение с одним или обоими родителями создает для малыша необходимый эмоциональный комфорт. Если преобладают отрицательные эмоции, психическое развитие подавляется.

В следующий возрастной период – на втором и третьем годах жизни — ведущей становится предметная деятельность, в процессе которой дети начинают понимать назначение и функции вещей: для чего….., что можно этим делать….. Особое значение для психического развития малышей имеют действия, соотношение предметов (например, составление башенок, матрешек, шариков, разложение в строку или установки один на один кубиков) и предметные действия, когда какой-то предмет применяется ради другого (например, причесаться гребешком; есть ложкой, достать мяч палочкой).

Если ребенок овладел нанизыванием колец на пирамидки, его можно научить самостоятельно складывать пирамидку правильно:

  • отметить порядок колец по размерам;
  • разобрать и снова собрать все кольца;
  • отыскать наибольшее ( способ наложения);
  • обследовать сложенную пирамидку, закрепить порядок колец;
  • напоминание способа построения пирамидки ( способ сравнения колец).

Желательно, чтобы вскоре появилось новая сборная игрушка (другая пирамидка, яички, матрешки и др.). Опять взрослый должен вместе с ребенком обследовать игрушку, разбирая ее. Рассмотреть, сравнивая отдельные гости, обратить внимание на отличие, обязательно назвать словом и действие, и признак. Предложить ребенку собрать самой и внимательно проследить за действиями малыша : пользуется ли он правильным способом, хаотично перебирает детали, пока найдет нужную.

Если задание оказалось очень сложным, начинайте учить снова. Наш долг, чтобы ребенок осваивал эффективные способы действий, а именно этот процесс был радостным, трепетным и победным. Взрослый должен не только поощрять, но и специально создавать ситуации, чтобы побудить действия в условиях наличия помех: достать, извлечь, забить, отломать, надвинуть тому подобное. Это очень полезно для интеллектуального развития малыша.

Подражая действиям родителя, в частности предметных, дети усваивают формы практической деятельности.

С малышом у пирамидкиПрактические действия с предметами позволяют им решать несложные задачи, то возникают в определенной ситуации, делать первые обобщения. Это и является основой мышления, которое у малышей происходит в ходе решения конкретной предметной задачи и приобретает наглядно – действенный характер. Поэтому программой предусмотрено специальная организация предметных действий малышек в группах раннего возраста.

Взрослый должен как можно больше времени разговаривать с малышом. Речь должна быть четкая, медленная, внятная, чтобы ребенок видела и слышала. Так она запоминается запоминает. Слушая речь взрослых и пытаясь подражать ей, малыш постепенно усваивает правильное звукопроизношение, звукосочетания и слова.

Продолжительность этого процесса зависит от количества проведенного времени с малышом, от повторений слов, предложений, вопросов и утверждений, предоставление каждый раз нового речевого образца, от повторений малыша.

Необходимо специально отводить минутки для игровых упражнений: тренировка речевого слуха ребенка, ее артикуляции, звукопроизношения. Весь процесс общения взрослого с ребенком должен быть культурно насыщенным. Сначала речевая активность будет на стороне взрослого. Ребенок только жестами, мимикой и действиями проявлять свое понимание, и со временем из ее уст прозвучит первые двусложные, многосложные слова, словосочетание, простое предложение.

Третий год жизни и психологические особенности детей раннего возраста связаны с одним из главных моментов развития малыша — в усвоении ребенком языка.

Мало просто общаться с ребенком в форме диалога (вопрос – ответ). Нужны специальные языковые задания с постепенным усложнением : — Пойди к Сереже и скажи: «Сережа, дай мне, пожалуйста, карандаш, я машину нарисую» и т.д.

Всячески стимулируя речевую активность ребенка, взрослые должны терпеливо и тактично исправлять ошибки, которых в этот период особенно много. Ребенок торопится говорить, придумывает свои речевые обороты и конструкции. Наша задача – помочь овладеть грамматическим строем родного языка, а первейшее условие успеха – наличие грамматического образца в речи окружающих.

Ребенок растет, расширяется его мировоззрение, качественно высшего уровня достигает мышления, приходит новые знания и умения – все это ведет за собой и усовершенствование речи. Лучше навыки мышления и речи приобретаются только в общении с окружающим. Усложняясь, общение побуждает к образованию новых языковых форм.

Ребенок с кубикамиНе нужно спешить с помощью ребенку в форме подсказки ( доказать за ребенка, добавить нужное слово). «Муки поиска» для малыша очень полезны. Пусть задумывается, подбирает нужное слово, несколько раз повторит одно и то же, доказывает и убеждает того, кто его слушает.

В отдельных случаях можно подсказать вспомогательное слово (междометие, частица, союз, наречие), помочь построить красивое предложение, добавить образец новых языковых форм.

Дальнейшее развитие потребности в общении способствует овладению ребенком нормального разговорным языком. Малыш учится относить слова к озвучиванию ими предметов и действий, выполнять словесные указания.

На основе достижений психического развития и обогащенных умений у ребенка в конце раннего возраста появляется тенденция к самостоятельности, стремление действовать без помощи взрослого ( «Я сам»).

Ограничение активности и создания благотворных условий для воплощения инициативы малыша — способствуют для развития упрямства, капризности, негативизма. Стремление к самостоятельности, интерес к жизни взрослых и попытки проникнуть в их мир находит воплощение в переходе к игровой деятельности.

Итак, игра появляется не по принуждению, а исходит из непосредственных интересов и потребностей ребенка.

Игровая деятельность –ведущая в дошкольном детстве. Является наиболее доступной для ребенка, которая отвечает его психическим и физическим возможностям.

В игровых действиях развивается речь и мышление ребенка, его чувства и восприятие мира, обогащается эмоциональная сфера.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются и другие виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, аппликация. В отличие от игры, они направлены на материализацию определенного замысла, в них важен момент выполнения (ребенок обследует, определяет свойствами, выделяет отдельные признаки и т.д. ).

Ссылка на основную публикацию