Раннее детство


Все чаще воспитатели групп раннего возраста убеждаются в том, что очень мало сегодня печатается методической литературы и пособий для работы с детьми именно этого возраста. А и методическая литература, которой пользуются воспитатели групп раннего возраста в течение последних 10-20 лет, в значительной степени устарела и требует тщательного пересмотра. Устарели взгляды на возможности детей раннего возраста и на способы и методы образовательно-воспитательной работы с ними.

1. Обеспечивать физическое, психическое и социальное развитие детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), их безболезненную адаптацию к меняющимся условиям жизни и успешное вхождение в социальную среду.

2. Создать в дошкольном учебном заведении предметно-развивающее пространство, которое должно отвечать принципам безопасности, детской активности, динамичности и универсальности, рациональности и сбалансированности в наполнении различных его составляющих, комфортности.

Наполнения предметно-развивающего пространства должно способствовать сенсорно-познавательному развитию маленьких воспитанников, формированию у них практических навыков жизни и самообслуживания, общения, а также оптимизации детской двигательной активности.

3.Использовать широкий спектр средств образовательного воздействия (различные виды игр, художественная литература, природа, физические упражнения, изобразительное, музыкальное искусство и тому подобное) в процессе ведущей (предметной) и других специфических для раннего возраста видов деятельности (эмоциональное общение, игровая, двигательная, познавательная, речевая, изобразительная, музыкальная деятельность и др).

Не менее важна для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка свободная самостоятельная деятельность, во время которой малыш получает возможность поупражняться в действиях с предметами и проверить собственные силы.

4.Основной формой организации учебно-познавательной деятельности детей раннего возраста являются игры-занятия физического, сенсорно-познавательного (развитие сенсорики, предметной деятельности, ознакомления с природным и предметным окружением), речевого (развитие речи, ознакомление с художественной литературой), художественно-эстетического (музыкальное, изобразительная деятельность) направления.

Несмотря на то, что в группах раннего возраста (вторая группа раннего возраста, первая младшая группа) воспитываются дети со значительной разницей в возрасте и развитии, по форме организации наиболее целесообразными для них являются индивидуальные, индивидуально-подгрупповые (2-3 ребенка) и подгрупповые (8-10 детей) игры-занятия.

Педагогу важно уметь распределять время в деятельности детей разных подгрупп, обеспечивая при этом соблюдение индивидуального и дифференцированного подходов.

5.Ориентировочная продолжительность игр-занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Так, продолжительность игр-занятий с детьми в возрасте до 1,5 лет не должна превышать 8-10 минут, от 1,5 до 2 лет — 10 минут, от 2 до 3 лет — 15 минут.

Игры-занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить в течение дня. Их тематика по необходимости повторяется, закрепление приобретенных знаний и умений осуществляется в различных видах повседневной жизнедеятельности детей.

6.Особого внимания со стороны педагогических коллективов требует вопрос обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста к новым условиям жизни в дошкольном учебном заведении. Эффективность его решения зависит от налаженности тесного взаимодействия между педагогами и родителями.

Просветительская работа с семьями воспитанников может проводиться в различных формах сотрудничества с ними (родительские собрания, семинары, беседы, «дни открытых дверей», просмотр фрагментов образовательной работы, информационные стенды, тематические папки-передвижки, газеты детского сада, «ящик вопросов и обращений», школы заботливых мам и пап, электронные библиотеки, онлайн-консультации, онлайн-экскурсии, вебинары и тому подобное) и должен предусматривать ознакомление родителей с возрастными особенностями психолого-физиологического развития детей раннего возраста и спецификой образовательного процесса в дошкольном учебном заведении.

7.С целью избежания трудностей в первые недели адаптационного периода педагогам следует уделять должное внимание созданию комфортных, приближенных к привычным для ребенка условиям жизни.

В частности, необходимо предусмотреть размещение в предметно-развивающем пространстве групповой комнаты знакомых ребенку «домашних» игрушек или предметов быта, позволить ему посещать детский сад по индивидуальному распорядку дня (на несколько часов), терпеливо относиться к его потребностей и интересов, поддерживать в нем позитивное, эмоциональное состояние, стремление к самостоятельности, радоваться его успехам.

8.Особое значение в этот период приобретает изменение стиля общения взрослого с ребенком от ситуативно-личностного, когда доминируют эмоции, используются ласкательные слова, обращения, к ситуативно-деловому, более сдержанному, когда взрослый становится соучастником предметной деятельности ребенка.

Ссылка на основную публикацию