Организация работы с самыми маленькими детьми

Ребенок с кубиками Возрастные особенности дошкольника


Основной путь развития малыша 3-го года жизни — правильная организация предметно-игровой среды и развития сенсорных способностей ребенка (это обеспечивает высокую эффективность развития детей).

Правильно созданная предметно-игровая среда дает ребенку шанс на реализацию его внутренних потребностей, способствует устранению капризов и постепенной выработке умения управлять своими движениями и поведением.

Общепринятая истина — приоритетным в раннем возрасте является усвоение принятых способов использования предметов и развитие речи.

Итак, предметно-игровая среда в группах детей раннего возраста должна быть организована таким образом, чтобы дети имели свободный доступ ко всему игровому материала, ощупывали его, рассматривали со всех сторон (цвет, форма, величина, назначение) и обыгрывали до тех пор, пока есть интерес к тому или иному предмету.

Предметы в самостоятельной деятельности

 

Способность использовать предметы дает возможность каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Малыш стремится к самостоятельной деятельности, нуждается в помощи воспитателя использовать предметы, которые обязательно должны быть привлекательные, яркие, разноцветные, развивать интерес к ним и действиям с ними, привлекать детское внимание, давать ребенку свободу, необходимую для его развития.

В групповых комнатах должен быть правильный подбор и расстановка мебели (на уровне роста и глаз детей). Пользование мебелью, не соответствующей росту детей, приводит к тяжелым последствиям: сидение за высокими или низкими столами, на высоких или низких стульях способствует искривлению позвоночника, развитию близорукости, перегрузке нервной системы.

Дети в группе раннего возраста

Весь игровой материал расположен на открытых полках на уровне глаз ребенка и на столах, к которым у него есть свободный доступ.

Игровые материалы

Перечень игровых материалов для детей раннего возраста:

  • посуда (столовая, чайная);
  • строительный материал (большой, малый);
  • конструкторы;
  • яркие резиновые и пластиковые игрушки из серий: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Транспорт», «Куклы», «Предметы быта» и др;
  • стол для книг и иллюстраций, картинок (предметных, сюжетных);
  • стол для аквариума;
  • настольно-пальчиковые театры, фланелеграф;
  • сенсорный столик для игр с песком и водой, в который установлен таз;
  • сенсорный столик для размещения дидактического материала и пособий к занятиям с сенсорной установкой и др.

Для развития движений и активизации самостоятельной деятельности детей в группе детей 3-го года жизни следует разместить горку и диванчик, домик (металлический каркас, обтянутый цветным полотном) для развертывания сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «В гости к кукле (зайчика, мишку)», «День рождения куклы Кати» и тому подобное.

Перед обустройством помещения группы детей раннего возраста воспитателям нужно обязательно ознакомиться с содержанием Типового перечня обязательного оборудования, учебно-наглядных пособий и игрушек дошкольного образовательного учреждения.

Планирование учебно-воспитательной работы в группах детей раннего возраста по любой действующей программе принесет ожидаемые результаты лишь при условии дифференцированного подхода к изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Чтобы воспитательная работа в группах раннего возраста была эффективной, развивающей, давала толчок к раскрытию способностей малышей, поощряла к познанию, ее следует осуществлять разумно, в определенной системе и последовательности, с учетом особенностей и уровня развития каждого ребенка.

Основной критерий, которым нужно руководствоваться при планировании образовательного процесса — установление связи между содержанием занятий по различным разделам программы (разных видов) и другими видами деятельности малышей в повседневности. Один из главных принципов планирования — повторяемость, благодаря чему у детей раннего возраста формируется система знаний, развиваются сенсорные и познавательные способности.

Итак, составляя перспективное планирование, нужно придерживаться комплексного подхода, интеграции видов деятельности и повторяемости материала.

Правильно организованный контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста и дальнейшая работа по формированию умений и навыков (учитывая результаты обследования) являются важным средством систематического повышения уровня работы с детьми, залогом их своевременного развития.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector