Средний дошкольный возраст и его особенности


Средний дошкольный возраст, как и младший дошкольный, не имеет кризисных ситуаций развития. В нем гармонично продолжают формироваться и развиваться все виды деятельности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра значительно обогащается

Содержание ее отражает не только внешние стороны поведения взрослых, но и ее внутреннюю сторону. Расширяется тематика игры, усложняются ее сюжеты. Исчезают многократные повторения одних и тех же действий. Развертыванию игры обязательно предшествует замысел.

Игра перерастает в настоящую совместную деятельность детей. Они ищут партнеров, договариваются, в какую именно игру они будут играть, какие роли будут выполнять. Среди детей выделяются лидеры игровой деятельности, которые ее организуют, и более пассивные участники. Все участники игры четко придерживаются правил. Роль, которая выполняется, не меняется на другую до конца игры.

Огромное значение в этом возрасте играют дидактические и подвижные игры, которые способствуют развитию умения придерживаться правил и развивают познавательную сферу ребенка.

Развитие познавательной сферы

Восприятие

Остается несовершенным восприятие сюжетных изображений: когда ребенок самостоятельно строит рассказ по картинке, он ограничивается перечнем изображенных на ней людей и предметов.

Память

Впервые складывается произвольное запоминание. Самый простой прием, который используется при этом — повторение.
В дальнейшем развивается наглядно-образное мышление, которое становится умеренным.

Ребенок может группировать предметы по материалу, качеству и назначению; усваивает отношение «часть — целое», «равенство — неравенство»; простейшие причинные связи, известные ему из опыта; самостоятельно устанавливает связи между отдельными фактами; удается до практической проверки, чтобы выяснить неизвестное. Чаще проявляет инициативу в выяснении вопросов, размышлениях, спонтанных образных ассоциациях («Почему листья пожелтели?», «Зачем поливают цветы?»).

Воображение

Усиливается его устойчивость. Доказательством этого является то, что дети могут достаточно долго играть в одну и ту же игру, неоднократно возвращаться к отдельным ее сюжетам. Образы воображения чрезвычайно яркие, оживленные, тесно связаны чувствами.

Самая отдаленная схожесть между тем, что воспринимает ребенок и 2 предыдущими впечатлениями вызывает бурный поток новых ассоциаций, чрезвычайно доверчиво относятся к этим творениям фантазии. В этом возрасте воображение все еще тесно связано с внешней деятельностью.

Речь

Появляются попытки осмыслить значение слов, хотя и не всегда успешные. Растет интерес к содержанию неизвестных слов. Дети уже могут пересказывать небольшие произведения, рассказывать о некоторых событиях из собственной жизни, про игрушки и прочее.

Эмоциональное развитие

Чувства ребенка становятся все более устойчивыми. Продолжается развитие нравственных чувств. Ребенок способен сочувствовать другим и делает это уже не по указке взрослого, а спонтанно, самостоятельно. Появляется желание быть полезным взрослому. Отношение к сверстникам из нейтрального превращается в дружелюбное.

Формируются эстетические чувства

Повышается способность эмоционально откликаться на содержание литературных и музыкальных произведений. Во время прослушивания литературных произведений воспринимаются, прежде всего, яркие изобразительные речевые средства. Красивым считается все то, что понятно ребенку, вероятно, моральное (положительные герои сказок всегда красивые).

Развитие волевой сферы

Именно в среднем дошкольном возрасте начинается формирование осознанной постановки цели. Дети также могут ради достижения цели выполнять действия, которые сами по себе не привлекательны.

Другое важное изменение в развитии волевой сферы ребенка — осознание им нравственного содержания правил поведения и овладение умением руководствоваться ими в своих поступках. Это осознание формируется на основе понимания обобщенного характера правил и их общеобязательности. Поэтому дети могут жаловаться на нарушителей порядка в детском коллективе, которые, собственно, их самих не обидели.

В том случае, когда взрослые не признают ребенка, относятся к нему без достаточных чувств и понимания, формируется недисциплинированное, грубое, иногда даже агрессивное поведение детей.

Умение сознательно управлять своим поведением, контролировать его проявляется в том, что дети способны следить за своими движениями и поведением. Однако в этом возрасте контроль выполняется при условии побуждения взрослых, по их указаниям, сам процесс контроля дискретный во времени, происходит якобы урывками.

Как результат развития оценочно-контрольных действий ребенка можно считать зарождение в это время ответственности за порученное дело. Начинает складываться подчинения целей одного действия другому, более важному.

Произвольными, намеренно управляемыми становятся не только практические действия ребенка, но и частично познавательные психические процессы (память, мышление). Формируются коммуникативные навыки, элементы речевого этикета: приветствия, прощания, обращения к другому по имени и тому подобное.

Ребенок этого возраста самостоятелен и инициативен. Это проявляется в самостоятельном решении задач, которые возникают в процессе игры, в выборе тематики игры, в постановке вопросов и суждениях.

Ссылка на основную публикацию