Старший дошкольный — что за возраст?


Седьмым годом жизни заканчивается период дошкольного детства.

Воспитательный процесс на данном этапе формирует у детей способность анализаторов дифференцировать различные свойства явлений окружающего мира, совершенствуется их синтезирующая деятельность.

Это касается всех без исключения ощущений, особенно зрительных, слуховых, осязательных, кинестетических. На конец дошкольного возраста становится более совершенным и точным дифференцировка цветов по яркости и насыщенности. Ребенок различает уже десятки их оттенков.

Развитие зрительного анализатора не исчерпывается только повышением его чувствительности к цветам спектра. У ребенка развивается также острота зрения, общая чувствительность к световому раздражителю. Данные свидетельствуют, что общая зрительная чувствительность на протяжении дошкольного возраста повышается вдвое, в период от 6 до 15 лет почти на 60%.

Это имеет большое значение для познавательной деятельности, дальнейшего продуктивного обучения детей.

Старший дошкольник обнаруживает черты более устойчивого и целенаправленного восприятия. В изменениях, которые касаются восприятия ребенка, важную роль играет речь, с помощью которой осознается задача рассматривать предмет, сопоставлять его с другими предметами.

В старшем дошкольном возрасте обобщающий характер восприятия достигает более высокой степени развития. Благодаря языку дошкольник учится выделять различные свойства объектов, их формы, цвета, относить объекты к определенным группам, обозначаемым словом.

Вопросы детей по поводу того, что они воспринимают и ответы на них взрослых, рассказы воспитателя, чтение, объяснение во время экскурсий в природу — все это осуществляет свое регулирующее влияние на восприятие, делая его полнее, обстоятельнее и точнее.

В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка поднимается на новую ступень развития. Ребенок мыслит, опираясь на представление. Это означает, что ее мышление отделяется от восприятия, превращаясь в относительно самостоятельный процесс. Одновременно оно отделяется и от практического действия. Ребенок получает возможность мыслить и не действуя с предметами, мысленно устанавливать их связи.

Появляется осуществляемое в языке размышление, рассуждение. Мышление постепенно становится логическим. Переход к этой форме мышления связан с дальнейшим развитием познавания ребенком мира, формированием у него мыслительных действий и овладение языком как средством общения и усвоения человеческого опыта.

Все это обогащает возможности познавательной деятельности ребенка. И все же мышление семилетних детей слишком конкретное и эмоциональное.

Конкретность мышления свидетельствует о заметном преимуществе умственной деятельности. Эмоциональность мышления заключается в том, что дети очень живо переживают все, о чем им нужно думать. Развитие мышления старшего дошкольника проявляется и в изменении его направленности.

Ребенку становятся доступны не только практические задачи (построить что-то из кубиков, достать, найти что-то), выполнение которых требует мышления, но и познавательные задачи. Он начинает интересоваться связями, причинами явлений, происхождением вещей. «Почему листья пожелтели? Почему темно? Зачем поливают цветы?»

С такими и другими подобными востребованными вопросами часто дошкольник обращается к взрослому. Это объясняется тем, что он начинает активно использовать мышление как средство познания мира.

Существенные изменения в развитии речи ребенка происходят в конце дошкольного периода. Очень быстро в это время обогащается словарь языка ребенка: от 3000 до 7000 слов. Вместе с количественным ростом запаса слов расширяется и обобщается значение каждого слова по мере того, как дети знакомятся с широким кругом обозначаемых ими объектов и их свойствами.

Группа детей

Овладение значениями слов, что ребенок слышит и усваивает от взрослых, неразрывно связано с формированием у него представлений и первых элементарных понятиях, развитием мышления.

Усваивая слова от взрослых, дети не сразу, а постепенно овладевают их богатым содержанием. Вместе с обогащением слов и овладением их значениями формируется и фонетическая сторона речи. Но даже у семилетнего ребенка она имеет еще немало недостатков: нечеткость произношения сложных звукосочетаний, орфоэпические ошибки, в некоторых недостаточны еще артикуляционные возможности объясняются картавым произношением, шепелявостью, произнесением не всех звуков и тому подобное.

Значительную роль в совершенствовании фонетической стороны речи играет усвоение детьми чтения и письма. Оно помогает сознательно расчленить слова на звуки, которые их составляют, делать эти звуки предметом изучения.

Внимание детей семи лет также имеет свои особенности. Детям легче сосредотачиваться на конкретном учебном материале, подкрепленным различными средствами наглядности. Им труднее поддерживать направленность внимания при неблагоприятных внешних условиях работы.

Поэтому особенно нужно заботиться об устранение внешних препятствий, которые мешают детям сосредоточиться на работе. Внимание детей этого возраста тем устойчивее, чем больше привлекает сама работа.

У детей появляется умение самостоятельно, по собственной инициативе ставить перед собой несложные задачи и направлять свое внимание на их выполнение. В связи с развитием их рассудительной деятельности, возникновением мыслительных действий в них зарождается внутренняя внимание, что оказывается в таких актах, как припоминание прошлых событий, счет про себя и прочее.

Достижения в развитии непроизвольного внимания в конце дошкольного возраста является составным моментом готовности детей к началу школьного обучения.

Ссылка на основную публикацию