Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте

Несколько слов о понятии «самостоятельность»

Под самостоятельностью часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Показатели самостоятельности у старших дошкольников

Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять "Я сам!". То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить "спасибо", когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать - правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Развитие самостоятельной деятельности у старших дошкольников

Для развития детской самостоятельности в дошкольных учреждениях успешно используют продуктивную деятельность.
Хочется в стихотворной форме сказать "Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют".
А теперь коротко рассмотрим средства развития самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Развитие детской самостоятельности в игре

Дети играют самостоятельно
Самостоятельность в игровой деятельности

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие детской самостоятельности через творческую деятельность

В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.

Дети рисуют самостоятельно
Творческая самостоятельность

В своих рисунках дети применяют приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое. Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать. В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки.

До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Труд и развитие детской самостоятельности

Что касается труда дошкольников в процессе развития самостоятельности, то хочется отметить следующее.

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Легче выполнять что-то разовое. Пока не пропал интерес к труду.

Когда няня в детском саду меняет постельное белье, она может попросить помощи у воспитанников. Дошкольники с удовольствием помогают взрослым. Девочки любят застилать простынки на кроватки и взбивать подушечки. Эти навыки позднее проявляются в том, что дети после дневного сна поправляют свои постельки.

Их и просить об этом не надо, они выполняют это самостоятельно.

Ребенок складывает игрушки самостоятельно
Самостоятельность в труде

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках. Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.
Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Приемы обучения самостоятельности

Приучают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание.

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

Ссылка на основную публикацию