Что проверять перед тем, как отдавать ребенка в школу?


Школьная мотивация не появляется сама по себе в дошкольном возрасте.

Отдать ребенка в школу или ждать еще год — иногда родителям довольно сложно решить этот вопрос. И дело даже не в интеллектуальном развитии — с этим у современных детей, как правило, все в порядке.

Волнует скорее: не надоест ли вся эта наука вашему малышу приблизительно дня через три, или будет в состоянии ваш баловень и озорник делать то, что ему не очень хочется, а надо?

Чтобы избавиться от собственных тревог и объективно оценить потенциального школьника, можно пройти тестирование на подготовленность к школе у психолога.

Когда шесть лет вашему ребенку уже есть, тестирование можно пройти в любое время. Если же шестой день рождения малыш празднует ближе к сентябрю, проводить тесты раньше чем весной не целесообразно.

Дело в том, что диагностика включает не только интеллектуальное развитие, а еще и развитие произвольного внимания, мотивации, моторики руки, которые в возрасте пяти лет могут быть просто не сформированы.

Много умений приходит просто с возрастом, а не потому, что ребенка учили-учили и наконец научили.

Конечно, в первую очередь, определяется интеллектуальная подготовленность дошкольника: достаточно ли развита у него память, внимание, процессы мышления. Про серьезные отклонения ребенка родители обычно узнают в более раннем возрасте.

Если по результатам теста уровень немного не дотягивает до нормы, то нужно заниматься с малышом и ждать, когда подрастет.

Иногда бывает такая «засада»: если видят, что ребенок одарен, его начинают пичкать дополнительными кружками, перегружать, а психика все же детская, и одаренные дети устают так же, как все другие.

Важно давать им более качественный материал, чем брать количеством. Это должны быть задания, где дети исследуют, решают проблемные задачи, где им не даются готовые ответы.

И помните, что далеко не все одаренные дети бывают отличниками.

Как определяется школьная мотивация дошкольника

Хорошо выявляется на тестировании мотивированность ребенка.

Мотивация бывает разная. Наиболее непригодна — игровая, когда дети идут в школу, волоча в портфелях свои игрушки. Может быть мотивация внешняя: мама сказала, что нужно идти в школу, значит, мы идем.

Есть такая мотивация, когда ребенку хочется повзрослеть, иметь свой портфельчик, письменный стол. Потом уже в школе формируется учебная мотивация: мне интересно учиться. Но в ней также есть небольшой «минус» — интересно учиться, но как только неинтересно, то я уже не учусь.

Поэтому наилучшей является не школьная мотивация, а социальная — обучение в школе поможет ему стать тем, кем он захочет.

Не менее важна и коммуникативная развитость дошкольника. Насколько ребенок может поддерживать учебные и внеучебные отношения с другими, определяют не тесты, а сами родители.

Обратите внимание, может ли ваш ребенок без проблем спросить о чем-то у взрослого, выяснить вопрос, не связанный с игрой, что-то одолжить у другого человека. Если с этим проблем нет, он готов к школе.

Проверяется с помощью тестов и зрительно-моторная координация: способность ребенка видеть, что написано или нарисовано и умение это своей рукой повторить.

Родители могут попросить нарисовать точно такой же цветок, как на картинке, и понять, хорошо ли ребенок соотносит то, что видит, и то, что пишет.

Рисование цветкаОдин из самых важных показателей — в состоянии ли ребенок сделать то, что не очень хочется. Очень важное умение — что-то выполнять по инструкциях взрослого. Школ без правил у нас просто не существует. Если это не достаточно развито, детям будет трудно учиться, даже если они очень умные.

Неожиданно, но чтобы определить, готов ли ребенок к школе, психологи обращают внимание и на детскую самооценку.

Самооценка наших дошкольников в норме должна быть завышенной. Если ребенок дошкольного возраста прибежит последним и скажет родителям, что бежал лучше всех — это нормально.

А потом происходит кризис семи лет, и ребенок начинает себя немножко критически анализировать.

В норме, когда этот кризис произошел, потому что после него малыш может оценивать сам себя: «Здесь я лучше сделал, а тут хуже» — и это очень важно для обучения.

Ведь когда ребенок идет в школу с сознанием, что он наилучший, ему будет трудно учиться (как бы он ни сделал — он же лучшее, что ему еще тут учить?).

Ссылка на основную публикацию