Зачастую родители, считая, что домашняя подготовка детей к обучению в школе состоит лишь в том, чтобы купить портфель, школьные принадлежности, одежду, обувь, глубоко ошибаются. Жаль тех мам и пап, которые вздыхают облегченно в день, когда навешивают на малыша ранец и отправляют его за получением знаний.
Обычно такие родители рассчитывают, что школа с этого дня даст ребенку все необходимое — там его научат писать, читать, дадут физическую подготовку. Несколько часов ребенок будет под присмотром, и в это время можно спокойно заниматься повседневными делами.
Но в этом ли состоит дошкольная подготовка детей — одеть по-школьному, обеспечить школьными предметами и проводить в стены «серьезного» заведения? Конечно, же нет. К подготовке ребенка к школе родителям нужно отнестись на полном серьезе.
Начнем с того, что дошкольная подготовка начинается с себя. Родителям нужно осознать, что ребеночек вырос, что он переходит на новый и очень сложный для него возрастной этап. Никто в школе не обязан нянчиться с ним, уговаривать его делать уроки или разнимать его во время ссор с одноклассниками.
К процессу адаптации и вхождения в новые «двери» ребенка нужно подготовить.
Итак, что требуется от самих родителей в данный момент. Желательно составить план подготовки. Вообще, в любом деле хорошо сначала все обдумать, взвесить и четко распланировать.
Как родителям подготовить ребенка к обучению в школе в домашних условиях
Отодвинем в сторону сегодня материальную часть подготовки, остановимся на конкретных психологических моментах, как более важных.
Так, о чем это я? Ах, да, составляем план домашней подготовки ребенка к обучению в школе.
Что должно входить в этот план?
Прежде всего, хорошо бы исследовать какую-нибудь методическую литературу по данному вопросу, почитать книги, журналы.
Затем обследуем ребенка на предмет выявления его физических отклонений. Сходим с ним к детскому врачу. Малыш должен быть достаточно здоров, ведь ему предстоит адаптироваться в новых для него условиях. А для 7 — летнего человечка это, поверьте, большой стресс. Его будут окружать чужие взрослые люди, большие дети и много маленьких, может драчливых и грубоватых «обидчиков».
Физическая готовность детей к обучению в школе
Под физической готовностью, я не имею в виду, что ребенок должен быть физически готов дать отпор всем этим обидчикам. Совсем нет. Но он должен уметь переключиться на ту единственную цель, зачем он сюда пришел. Все остальное — неважно. Физически здоровому ребенку характерны выносливость и сила. Это и есть главными показателями физической готовности к школе.
Для развития физической готовности в домашних условиях было бы неплохо приучать детей дошкольного возраста к физическим упражнениям, например бег в течение нескольких минут без перерыва. Полезно гулять пешком на протяжении около получаса без отдыха.
Также очень хорошо, если ребенок будет каждый день делать утреннюю гимнастику.
Если с детства не заниматься физической подготовкой ребенка, то он будет часто болеть, быстро утомляться в школе. А ведь каждый пропуск занятий по причине заболевания — это явное отставание от школьной программы. Нагонять же пропущенный материал очень сложно, особенно на первых порах обучения.
Так что будущего первоклассника надо в первую очередь подготовить физически ко школьным нагрузкам. А нагрузки обязательно будут, и немалые. В настоящее время, век технического и информационного ускорения школьное обучение идет по новейшим и сложнейшим технологиям. Слабому ребенку трудно освоить объем предлагаемого современного образования.
Эмоционально-волевая готовность детей к школе
Следующим моментом хочется отметить сформированность эмоционально-волевой сферыдошкольника. Как было сказано выше, поступление в школу для ребенка может стать стрессом. Поэтому нужно заранее прививать ребенку несложные навыки. Например, стоит подумать о самостоятельности и возможности ребенка к самообслуживанию. Эти показатели волевой сферы очень важны для дальнейшего обучения детей.
Ребенок дошкольного возраста должен уметь одеваться, раздеваться самостоятельно, иметь культурно-гигиенические навыки.
Уметь складывать свои вещи, убирать за собой предметы, которыми попользовался, содержать в чистоте и порядке учебные принадлежности. Такие навыки очень помогут малышу быть аккуратным в школе. Если ребенок самостоятелен, он будет внимательно запоминать домашние задания, сможет сам собирать свой портфель. Так что навыки самостоятельности это второй по важности фактор успешной подготовки к школе после физической готовности.
Что касается эмоционального развития, то у ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы позитивные эмоции. Особенно это должно касаться правильного отношения к школе. Желание учиться, общаться с одноклассниками.
[note]Умение контролировать эмоции также необходимо формировать перед началом школьного обучения. Понятно, что нужно иметь свои взгляды, мнения, но если кто-то будет выражать другие — надо уметь сдерживать себя, не вступать в перепирания, не спорить, а с уважением относиться к другим, пусть даже отличным от своих, мнениям.[/note]
Положительный взгляд на сам процесс обучения воспитывается через поощрение ребенка к выполнению разного вида заданий. Нужно хвалить его за успешно выполненные упражнения, подбадривать и предлагать усложнять очередные задания.
Хорошая дошкольная подготовка предусматривает и развитие у детей специальных умений и навыков. Тут и познавательные потребности, и интеллектуальная готовность, и, конечно, мотивационная сфера.
Кратко остановимся на данных критериях школьной подготовки.
Дошкольная подготовка — как родителям подготовить своего ребенка к обучению в школе
Познавательные потребности формируют через умение задавать вопросы. Вообще ребенку дошкольного возраста свойственная любопытность. Но вопросы с целью познавательного эффекта могут задавать не все дети. Обычно дети задают вопросы бытового характера.
Мы же хотим воспитывать ребенка активного к познанию. Стимулировать такого вида любопытство, познавательное любопытство можно через чтение книг, просмотр передач с интересными событиями, в том числе и школьной тематики. Увлекательная форма занятий с ребенком будет мотивировать его на желание узнать больше о том или ином факте. Заинтересовать ребенка дошкольного возраста и как можно дольше удерживать внимание на предлагаемой ему информации позволит подготовить малыша к получению знаний на уроках в школе. Не нужно рассказывать ему о тех вещах, которые будут изучаться на уроках, так как потом ему не будет интересно. Но есть много таких вещей, которые могут увлечь дошкольника уже до поступления в школу. Обязательно родителям нужно научить ребенка определять время, сформировать у него другие первичные представления — пространственные, представления о других людях и т.д.
Об интеллектуальной готовности хочется сказать следующее. Раньше было принято не учить ребенка дошкольного возраста до школы ни читать, ни писать. Обосновывали это тем, что можно испортить почерк у ребенка, неправильно научить произносить звуки, делать ударения в словах.
Сейчас же, наоборот, рекомендуют уже до школы знакомить ребенка дошкольного возраста с цифрами, буквами, учить писать. Без этих навыков ребенку будет трудно успевать за программой в школе. Снова подчеркну, что сегодня очень ускоренное обучение.
Дети дошкольного возраста должны за время обучения в школе не только приобрести все предусмотренные программой знания, но к ним добавляются информационные технологии, основы предпринимательства, другие дополнительные дисциплины, которых раньше в школьных планах в помине не было.
Поэтому в школу ребенок идет уже умственно и интеллектуально хорошо подготовленным, чтобы не начинать учение с нуля. Даже в начальных классах материал сегодня достаточно сложный. Много новых предметов, иностранные языки, информатика.
Чтобы ребенок дошкольного возраста усвоил необходимые интеллектуальные умения, у него должна быть мотивация. Мотивировать или стимулировать к этому должны родители. Именно на родителях лежит такая ответственность — показать дошколенку необходимость обучения.