Особенности небезопасного поведения детей


События последних лет показывают острую необходимость в обеспечении безопасности жизни наших детей. Особенно требуется обратить внимание на формирование поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в начальной школе. Ведь там их ожидает много ситуаций, которые детям нужно будет контролировать. Если ребенка научить правилам поведения в экстремальных ситуациях, процесс адаптации в школе пройдет наиболее безопасным образом.

Особенности небезопасного поведения детей и поведение в экстремальных ситуациях

Что же подразумевается под небезопасным поведением детей старшего дошкольного возраста и каковы правила поведения в экстремальных ситуациях?

Опасность для детей представляют различные факторы. Это может быть случайная ситуация на улице, или при встрече с незнакомым человеком. Опасно не соблюдать правила дорожного движения или невнимательно относиться к своему здоровью.

В старшем дошкольном возрасте дети особенно часто подвергаются опасностям, так как это возраст интенсивного развития личности дошкольника. Ребенку кажется, что он уже взрослый, скоро пойдет в школу, ему можно быть смелым, поступать так, как нравится.

Зачастую дети старшего дошкольного возраста начинают спорить с родителями, вести себя наперекор взрослым. Могут специально пойти на улицу без головного убора, или кататься на велосипеде в неположенной части дороги. Дети в этом возрасте легко идут на общение с чужими взрослыми. И это далеко не полный перечень опасных ситуаций у детей. Как же малыши должны вести себя в подобных ситуациях? Какими правилами регулируется поведение в экстремальных ситуациях?

Правила, регулирующие поведение детей в опасных для них ситуациях

Прежде всего, необходимо научить детей правильно поступать в ситуациях, опасных для них.

Коротко рассмотрим, что входит в формирование поведения в разных ситуациях.

Незнакомец в машине

Когда ребенок находится на улице, он не должен разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя соглашаться пойти с чужим человеком, даже если будут предлагать что-то вкусное. Часто незнакомцы предлагают детям конфеты, или обещают сводить в кафе, угостить мороженым. Многие дети с удовольствием соглашаются в таких случаях пойти с чужим дядей или тетей. Но это очень опасно.

Не менее опасно играть на проезжей части дороги, выскакивать перед движущимся транспортом. Мальчики дошкольного возраста любят играть в футбол недалеко от транспортных линий. Мяч может вылететь под колеса машины. Дети в таких случаях думаю, что мяч может попасть под колеса и повредиться, и сами бросаются за ним.

Опасно приближаться к животным на улице. Это могут быть больные кошки с признаками лишая и других заразных болезней. Собаки беспризорные могут быть заражены бешенством, что также чревато опасными последствиями для детей.

Правилами поведения в лесу являются: не собирать и не пробовать на вкус незнакомые виды грибов, ягод, других растений. Дети не должны прикасаться с осиным гнездам, к муравейникам. Такие контакты могут доставить ребенку большую опасность в том плане, что осиные и муравьиные укусы не только очень болезненны, но и смертельно опасны.

Палец в розетку
Даже дома ребенка подстерегают опасные места. Дом это не всегда безопасное место. Дома есть розетки, в которые нельзя совать пальчики, а маленькие детки это так любят делать.

Спички также очень привлекательны для детей старшего дошкольного возраста. Но с их помощью легко можно устроить не только небольшой костерчик на коврике, но и сделать большой пожарище, что опасно не только для жизни и здоровья своей семьи, но и соседей близлежащих домов.

Лекарства, которые есть в каждой квартире, должны быть недоступны для детей. Но так уже повелось, в доме нет мест, недоступных для маленьких хулиганов. Поэтому детей нужно учить не трогать никакие лекарства в доме. Объяснять им, что таблетки и бутылочки с лекарством не только не вкусные, но очень ядовитые. Дети старшего дошкольного возраста уже способны понять такие запреты. И если вовремя начать формирование безопасного поведения дошкольников, почаще проводить беседы, то дети хорошо усваивают такие уроки «правильности».

Игра со спичками

Коррекция небезопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Каким же образом можно обезопасить наших детей в небезопасных ситуациях? Как скорректировать формирование небезопасного поведения дошкольника?

Для этого существуют различные средства.

Большое значение в данном вопросе имеют полезные книжки. Можно выделить время для чтения и обсуждения подобных опасных ситуаций в детских произведениях. Дети любят, когда им читают разные истории. Они горячо обсуждают поступки главных героев. Если литературный герой поступает правильно, дети старшего дошкольного возраста охотно начинают ему подражать в быту.

Игра, как ведущая деятельность старшего дошкольника, также полезна для формирования безопасного поведения детей. Можно проигрывать разные ситуации экстремального характера. Куклы будут поступать так, как положено. Ребенок, принимая на себя роль правильного героя, будет руководить куклой или других игровым персонажем. Правила безопасного поведения закрепятся в сознании дошкольника, и в жизни он будет поступать также.

Методы коррекции небезопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки детей к обучению в начальной школе

Коррекция небезопасного поведения дошкольников осуществляется следующими методами:

  • ознакомить детей с нормами поведения в общественных местах;
  • научить дошкольников действовать по обстановке, рассмотрев различные ситуации и проиллюстрировав правильные выходы из экстремальных случаев;
  • дать дошкольникам все основные навыки безопасного поведения дома, на улице, при встрече с незнакомыми людьми;
    прививать самостоятельность и ответственность.

Для эффективной коррекции небезопасного поведения дошкольников можно адаптировать программу воспитательной работы, ввести в тематическое планирование разделы, в которых включено формирование поведения дошкольников.

Было бы хорошо, если бы коррекция небезопасного поведения воспитанников осуществлялась педагогами ДОУ с привлечением родителей. Мамы и папы дома смогли бы также детям объяснять, каким должно быть поведение в опасных для детей ситуациях.

Ссылка на основную публикацию